С.Н. Касаткина. Антропокосмическая концепция воспитания К. Э. Циолковского.

Касаткина Светлана Николаевна. Антропокосмическая концепция воспитания К. Э. Циолковского.
13.00.01, Общая педагогика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук (фрагменты). Москва 1999.

Оглавление:
I Введение/обоснование темы/
Глава I. Философские основы и сущность антропокосмическои концепции К. Э. Циолковского $1.К.Э.Циолковский как философ.Методологические положения Циолковского, раскрьюающие сущность его антропокосмическои концепции $2.Взаимосвязь антропокосмическои концепции К.Э.Циолковского с гуманистическими философскими и педагогическими идеями русских мыслителей $3.Национальное и общечеловеческое начала антропокосмическои концепции К.Э.Циолковского
Глава II. Антропологические и аксиологические положения и ведушие идеи антропокосмической концепции К.Э.Циолковского $1.Антропологические основы исследуемой концепции К.Э.Циолковского /природа и сущность человека, модусы человеческого существования, становление человека как личности и субъекта Вселенной/.121 $2.Идеалы и ценности антропокосмического воспитания в трактовке К.Э.Циолковского $З.Антропокосмическая концепция воспитания К.Э.Циолковского как идейно-теоретическое ядро его космической педагогики
Глава
III.Педагогическая деятельность К.Э.Циолковского как воплощение идей антропокосмического воспитания. $1. Развитие ведущих идей антропокосмическои концепции воспитания в педагогических воззрениях К.Э.Циолковского $2,К.Э.Циолковский школьный учитель и пропагандист идей антропокосмического воспитания $3.Научное и практическое значение антропокосмической концепции воспитания К.Э.Циолковского в контексте современных реформ отечественного образования.250
IV.Заключение.Основные результаты исследования и их значение для обогащения процесса гуманизации и демократизации отечественного образования

Введение

Актуальность ‘теми обуславливается в последние десятилетия тем, что совершается всё более смелый и последовательный прорью человека в космос, создаются проекты долговременного пребывания людей в космическом пространстве на орбитальных станциях.

В этой ситуации человек, продолжая развивать Земную цивилизацию, постепенно переходит к планомерному освоению космоса, внедряется во Вселенную. В данной связи всё более современное звучание приобретают проблемы воспитания в свете идей антропокосмической философии и педагоптики.

В центре космической концепции К.Э.Циолковского Человек. Поэтому, его концепция по самой сути своей антропокосмическая, что подчёркивает её актуальность, поскольку в отечественных науках человекоцентристское направление становится одним из ведущих, а антропокосмизм находится в русле этого направления.

Актуальность исследуемой концепции заключается и в её аксиологических приоритетах, в тех идеалах и ценностях, на которые она ориентируется. Их аксиологическое содержание соответствует той системе духовных и нравственных ценностей, которые должны доминировать в гражданском обществе, построенном на подлинно гуманистических и демократических принципах, к утверждению которых стремится наша страна.

Сос7Г05шие изученности проблемы. Хотя о К.Э.Циолковском написано не мало, его “космическая философия” вплоть до 50-х годов XX века не привлекала особого внимания учёных.В таких крупных монографиях как 2-х томная “История русской философии”В.Зеньковского /1991/, “История русской фштософии” Н.Лосского /1951/ имя К.Э.Циолковского даже не упоминалось. видимо потому, что в них рассьлатривались взгляды представителей религиозно-философской мысли, а не естественно-научной, к которой принадлежал учёный.

С середины 50-х годов появляется ряд диссертационных исследований, посвященных изучению и анализу философского наследия К.Э.Циолковского /В.А.Брюханов, А.Шамов, И. А. Кольченко, Б.С.Клементьев, И.А.Дудкина, В.В.Лыткин/. В основном внимание исследователей сосредоточено на философскомировоззренческих взглядах К.Э.Циолковского, его отношении к религии и церкви, а также к философским проблемам, связанным с научно-техническим освоением Космоса и деятельностью человека.

В 60-е годы наблюдается рост интереса к личности и творчеству К.Э.Циолковского, что во многом было обусловлено началом освоения космического пространства. С 1966 года в Калуге стали проводиться ежегодные Чтения, посвященные разработке научного наследия учёного. Большую работу по изучению философских взглядов К.Э.Циолковского проводит вплоть до настоящего времени созданная в рамках Чтений секция “К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса”, что особенно важно для современного понимания роли К.Э. Циолковского в развитии мировой и отечественной науки и философской мысли. В исследованиях Б.В.Раушенбаха, А.Д.Урсула, В.В.Казютинского, Ф.П.Космолинского, Е.Т.Фаддеева, Н.К. Гавркяпина, Л.В.Лескова, И.В.Вишева, В,М.Мапельман, Т,И. Желниной и других учёных подробно анализируются историко-философские взгляды К.Э.Циолковского, структура и принципы его космической философрш, созданная им научная картина мира; взгляды К.Э.Циолковского по религиозным и эзотерическим проблемам, принципам космизма, ключевым понятиям его этической концепции. в трудах В.В.Казютинского, К.Х.Хайруллина и других рассматриваются мировозренческие и методологические аспекты антропологического /антропного и антропокосмического принципов в космологии/, вьщеляются особенности антропокосмической концепции К.Э.Циолковского в сравнении с такими представителями этого направления как В.И.Вернадский, Н.Г.Холодный.

В последние годы начинается определённый поворот к переоценке философских взглядов русских космистов, в том числе и К. Э.Циолковского. Эти новые подходы получили своё воплощение в работах: Русская философия:Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина.-М. :Республика,1995; Куракина О.Д.Русский космизм как социокуль турный феномен.-М,,19 9 3; Гиренок В. И. Русские космисты /Из цикла “Страницы истории отечественной философской мысли”/-М.,1990; Русский космизм: Антология философской мысли /Сост.С.Г,Семёновой, Г.А.Гачевой.-М.,1993/; Русский космизм./Философский словарь.-М., 1995 /Грезы о Земле и небе: Антология русского космизма / Сост.О.А.Карчевцева.

СПб, 1995./ и др. Но и в них антропокосмическая концепция воспитания К.Э.Циолковского не получила должного освещения. В небольших очерках, посвященных учёному, рассматривается его особое место среди русских космистов, своеобразие воззрений на такие философские проблемы как смысл и цель жизни, добро и зло; анализируется его теория “космических эр”, основанная на эволюционных перспективах человека и человечества.

Все вышеназвань^ые исследования определили основную проблематику в разработке философского наследия К.Э. Циолковского, хотя в рамках изучения “космической философии” учёного они, на наш взгляд, не достаточно внимания уделрши раскрытию антропокосмической концепции воспитания К.Э. Циолковского, составляющую основу его философии.

Что касается изучения педагогических взглядов К.Э. Циолковского, то здесь можно вьщелить книги В.П. Голоушкина, А.В.Костина, П.И.Леонтьева, Д.М.Гркгшина, В.А.Андросовой, в которых освещаются основные этапы педагогической деятельности школьного учителя К.Э.Циолковского, его взгляды на приёьлы и методы обучения. Однако педагогические взгляды К.Э. Циолковского рассматриваются авторами изолированно от его философии и особенно аксиологии, что не даёт полного и глубокого понимания его антропокосмической концепции воспитания.

Достаточное количество книг, сборников, статей, воспоминаний посвящено изучению биографии К.Э.Циолковского, его жизни и деятельности, научно-техническому творчеству.

Среди наиболее крупных – труды А.А.Космодемьянского, А. Л. Чижевского, Я.И.Перельмана, Б.Воробьёва, М.Арлазорова, В. Львова, Самойловича, В.Зотова, Н.Боброва, К.Алтайского, Б. Монастырева и других, которые дают представление о личности учёного, его научных трудах в области авиации, воздухоплавания, ракетной техники, об отношении к К.Э.Циолковскому представителей научной элиты, его учеников и современников.

Однако среди такого множества разного рода исследований, специальной работы, посвященной изучению и анализу антропокосмической концепции воспитания К.Э.Циолковского нет, а между тем проблема Человека и его воспитания с космической точки зрения занимала в философско-педагогическом наследии великого русского учёного одно из центральных мест и представляет интерес для педагогики и образования, для создания научного фундамента современной космической педагогики.

Всё изложенное выше стало основанием для выбора темы нашего исследования: “Антропокосмическая концепция воспитания К.Э.Циолковского”.

Его научный аппарат складывается из следующих составных компонентов.

Обгьекгом. исследования является жизнь и научно-творческая деятельность К.Э.Циолковского в области космонавтики и образования.

Предмет исследования – изучение философских основ и сушцости антропокосмической концепции воспитания К.Э. Циолковского и путей её реализации в педагогической деятельности вьщающегося русского мыслителя.

1^ х:>бл^ да исследования заключается в установлеь^ии тех принципов и ведущих идей антропокосг^мческого учения К.Э. Циолковского в целом, которые способствовали бы пониманию сущности исследуемой концепции как органической части его учения.

Цель исследования – раскрытие философской и педагогической сущности антропокосмической концепции воспитания К.Э.Циолковского и её органической связи с традициями и ведущими идеями отечественной философии и педагогики, прежде всего с учением русских мыслителей-космистов, определение на этой основе реальных путей практического прх’Гменения исследуемой концепции в современном опыте отечественной школы.

Задачи исследования; 1. Раскрыть философские основы и сущность антропокосмической концепции К.Э.Циолковского и выявить её взаимосвязь с гуманистическими традициями отечественной философии, с идеями русских мыслителейкосмистов . f 9 2.Исследовать космическую педагогику К.Э.Циолковского как органическую часть его антропокосмической концепции.

3.Выяснить антропологические и аксиологические основы, ведущие идеи антропокосмической концепции воспитания К.Э.Циолковского, показать её человекоцентристскую направленность.

4.Проанализировать педагогическую деятельность К.Э. Циолковского в плане выяснения ее значения для понимания практических путей воплощения им идей антропокосмического воспитания, 5.Обосновать современное значение для педагогической теории и практики антропокосмической концепции воспитания К.Э. Циолковского в контексте реформ отечественного образования.

Методологические основы исследования составляют современные труды философов, социологов, психологов и педагогов по проблемам гуманистического воспитания и месте в нём современных антропологических, аксиологических, культурологических и космических идей.

Методы исследования: Теоретический анализ и систематизация основных источников; системно-структурный метод анализа и обобщения материалов исследования; компаративистский и конструктивно-генетический методы исследования.

Источниковой базой исследования являются монографии, труды философов, педагогов по соответствукщей проблематике в научных изданиях; материалы Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского /секции: ^^Исследование научного творчества К.Э.Циолковского”,”К.Э.Циолковский и философские проблемы освоения космоса”/; документы фоьадов научных архивов РАН /фонд 555, фонд К.Э. Циолковского/, ГМИК /Государственный 1>1узей истории космонавтирш им.К.Э.Циолковского /Калуга/, фонд г воспоминания как самого К.Э.Циолковского, так и его учеников и современников.

Научиая новизна исследования заключается: в раскрытии философских основ и сущности антропокоомической концепции К.Э.Циолковского и её взаимосвязи с гуманистическими, антропологическими и космическими идеями отечественной философии/ в выявлении национального и общечеловеческого начал антропокосмической концепции К.Э. Циолковского и раскрыткЕи её значения как философской основы соответствукхцей концепции воспитания выдакяцегося русского мыслителя; в определении теоретических основ и сущностного содержания антропологической концепции воспитания К.Э. Циолковского как оригинального направления отечественной философии образования и теоретической педагогики, в выяснении его идеалов и ценностей; в анализе педагогической деятельности К.Э. Циолковского как одного из реальных путей воплощения идей антропокосмического воспитания; в обосновании современного научного и практического значения антропокосмической концепции воспитания К.Э.Циолковского для теории и практики реформирования отечественного образования.

Теоретическое значение исследовангса заключается в обобщении и систематизации методологических основ, ведущих идей и принципов, способствувощих созданию научного фундамента современной антропокоомической педагогики.

Практогаеская эначимосоь исследования состоит в вооружении теоретиков и практиков педагогики идеями антропокосмического воспитания, направленными на активизацию и обогащение процесса гуманизации отечественной школы; в содействии разработке новых разделов вузовских курсов теории и истории педагогики, а также ф14Лософии образования, связанных с идеями антропокосмического воспитания; в соответствукщем обновлении тематики семинарских n и практических занятий в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации учительских кадров.

Список литературы:
1. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания /история и современность/./Под ред. З.И.Равкина. – М.: ИТОП РАО, 1997. – 370 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1969. – 339 с.
3. Анисимов Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века. //Вестник МГУ. Философия. 1994, № 4.
4. Антология мировой философии: В 4-х т. – М. : Мысль, 1972. – 704 с.
5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX века. /Сост. П.А.Лебедев. – М. : Педагогика, 1990. – 608 с.
6. Арлазоров М.С. К.Э.Циолковский: Страницы великой жизни. – Калуга.:Кн. изд-во, 1964. – 55 с.
7. Арлазоров М.С. Константин Эдуардович Циолковский, его жизнь и деятельность /1857-1935/. – М. : Гос. изд-во техн.-теоретич. лит-ры. Изд.2-е, исправ. и доп., 1957. – 144 с.
8. Арлазоров М.С. Циолковский. Изд-ие 4-е, перераб. и допол.- Тула,: Приокское кн. изд-во, 1977.
9. Аэрокосмические компании готовятся открыть космос для туризма. – Газ. “”^Известия”, 1998, – 29 сент., с. 4.
10. Балашов Ю.В. “Антропные аргументы” в современной космологии.//Вопросы философии, 1988, № 7, с. 117-127.
11. Белозерцев Е.П. Гуманистические основы педагогической подготовки учителя.//Гуманизация образования, 1994, № 2, с.34-42.
12. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России.//Педагогика, 1988, № 3, с. 30-35.
13. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в.; Судьба России. – М. : ЗАО “Сварог и К”, 1997. – 540 с.
14. Бердяев Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм. /Отрывки/.//Русский космизм: Антология философской мысли /Сост. Г.Семеновой, Г.А.Гачевой. – М. : Педагогика-Пресс, 1993, с.171-175.
15. Берулава Н.М. Гуманизация образования: состояние и перспективы.//Гуманизация образования, 1994, № 1, с.З-11.
16. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. – М.: Луч, 1993. – 252 с.
17. Беспутов А. Русский космизм и современность .//Труды XXIX Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского /секция: “К.Э.Циолковский и философские проблемы освоения космоса”. – М.: ИИЕТ РАН, 1996, с. 70-76.
18. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. – М., 1994.
19. Бобров В. Рассказывает ученица К.Э.Циолковского /С-А-Сергиевская/. – Калуга, газ. “Знамя”, 1966, 28 сент.
20. Бобров Н.Н. Большая жизнь. Циолковский Константин Эдуардович. – М.-Л.: Авиа-автоиздат, 1933. – 36 с.
21. Боголюбова Н.Г., Тюрин Е.Л. Космизм как научная концепция развития человечества. //Общее дело. Сб.докладов. – М, 1990, с. 66-72.
22. Богданов Е.Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя. Автореф. докт. дис. – М., 1995. – 49 с.
23. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 199 с.
24. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма образования. //Педагогика, 1997, № 4, с.11-17. 28- Брюханов В. А. О философской основе научно-технического творчества К.Э.Циолковского. Автореф. канд. дис. – Л.: ЛГПУ им. А.Л.Герцена, 1954. – 18 с.
25. Булгаков Н. Свет невечерний- – М.: Республика, 1994, с. 312-314.
26. Буданцев Ю.П. Беседы за “‘круглым столом”. //Владимир Вернадский. – М. : Современник, 1993, с. 668-669. 31- Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора. //Педагогика, 1997, № 2, с.3-8.
27. Васильев Б. Выступление на Конгрессе интеллигенции России /10 дек. 1997/-Газ. “”Известия”, 1997, 11 дек., № 235, с.5.
28. Вентцель К.Н. Дом свободного ребенка: Как создать свободную школу. – Изд. 3-е. – М. : Земля и фабрика, 1923. – 59 с.
29. Вентцель К.Н. Религия творческой жизни. Проблема космического воспитания.// Свободное воспитание. Пед. альманах. Вып.2. – М., 1993, с. 12-13.
30. Вернадский В.И. //Русская философия: Словарь/Под ред. М.А.Маслина. – М.: Республика, 1995, с. 84-95.
31. Вернадский В.И. Автотрофность человечества.//Русский космизм: Антология философской мысли. – М.: Педагогика-Пресс, 1993, с. 268-303.
32. Вернадский В.И. Время итогов /1926-1945/. //Владимир Вернадский. – М.: Современник, 1993, с. 153-202.
33. Владимир Вернадский: Жизнеописание. Изб. труды. Воспоминания современников. Суждения потомков . /Сост . Г. П. Аксенов . – М. : Современник, 1993. 688 с.
34. Владимир Иванович Вернадский /1863-1945/. //Русский космизм: Антология философской мысли /Сост. Г.Семеновой. – М. : Педагогика-Пресс, 1993, с. 282-287. 2Ы
35. Вернадский В.И. Дневники.//Новый мир, 1988, № 3, с. 214.
36. Вернадский В.И. Из дневников. 1918-1943 г.г. //Владимир Вернадский. – М. : Современник, 1993, с.204-251.
37. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере. //Русский космизм: Антология философской мысли. – М.: Педагогика-Пресс, 1993, с. 303-310.
38. Вернадский В.И. О русской интеллигенции и образовании. //Владимир Вернадский. – М. : Современник, 1993, с.252-257.
39. Вернадский В. И. Проблемы биогеохимии.//Труды био- геохим. лаб. – М., 1980. Вып. 16, с. 102.
40. Вернадский В, И. Философские мысли натуралиста. М., 1988, с. 52-74.
41. Воробьев Б.Н. Циолковский. – М. : Молодая гвардия, 1940. – 264 с.
42. Воспоминания о Константине Эдуардовиче Циолковском: /К 100-летию со дня рождения / 1857-1957/. Сб. статей. Материалы подготовлены к печати Б. А. Монастыревым. Калуга. : Изд-во газ. Знамя, 1957. – 79 с.
43. Впереди своего века. /Под общ. ред. И.С. Короченце- ва. – М.: Машиностроение, 1970. – 310 с.
44. Вусович А. Калужская губерния. – Калуга, 1886.
45. Выгодский Л.С. Избр. псих, исследования. – М. : Прогресс, 1965. – 363 с.
46. Гагарин Ю.А., Лебедев В. Психология и космос. М.: Молодая гвардия, 1981. – 190 с.
47. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX- XIX в.в. – л. : ЛГУ. Изд. 2-е, доп. и перераб., 1989. – 743 с.
48. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Идеологи русского народничества. – Л., 1966.
49. Гачев П. А. Размышления о судьбах русской школы. //Педагогика, 1998, № 5, с. 10-15.
50. Гершунскии Б.С. Менталитет и образование: Уч. пособие для ст-тов. – М.: Ин-т практич. псих.,1996.- 144 с.
51. Гершунскии B.C. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. – М. : Моск. псих.-соц. ин-тут, 1997. – 120 с.
52. Гершунскии B.C. Приоритеты национального образования в гражданском обществе. //Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания /Под ред. З.И.Равкина. – М.: ИТОП РАО, 1997, с. 8-13.
53. Гиренок В.И. Русские космисты. – М.: Знание, 1990.
54. Гиренок В.И. Интуиция русского космизма. //Русский космизм и современность. – М., 1990, с. 50-62.
55. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
56. Голованов Я. К. Циолковский К.Э. : ‘^ Мы живем больше жизнью космоса,чем жизнью Земли”. //Голованов Я. К. Этюды об ученых. – М. : Молодая гвардия, 1976, с.336-349.
57. Голованов Л.В., Куракина О. Д. Космизм: Русская философия: Словарь. – М., 1996.
58. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое.//Педагогика, 1998, № 5, с. 42-45.
59. Голоушкин В.Н., Костин А.А., Леонтьев П.И. Жизнь, отданная науке. – Тула.: Приокск. кн. изд-во, 1968. -163 с.
60. Голоушкин в. и. Педагогическая деятельность К.Э.Циолковского. //Народное образование, 1965, № 7, с. 86-89.
61. Голубева Л.Н. К проблеме постчеловека в русском космизме.//Труды XXIX Чтений Циолковского. – М.: ИИЕТ РАН, 1996, с. 77-81.
62. Гонсалес Р. Функции личности и жизнедеятельности человека. Автореф. докт. дисс. – М., 1986. – 39 с.
63. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М. : АПН РСФСР, 1963. – 247 с.
64. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии. – М.: Феникс, 1994. – 180 с.
65. Грезы о Земле и небе: Биографический очерк /Под ред. Я.И, Перельмана. 2-е изд. – М.-Л.: ГОНТИ, 1938. -120 с.
66. Грезы и Земле и небе: Антология русского космизма /Сост. вот. ст., коммент. О. А. Карчевцева, СПб.: Худ.лит-ра, 1995. – 528 с.
67. Гришин Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания . -Дисс. докт. пед. наук. – М., 1984. – 283 с. 2^7
68. Гулыга А.В. Русский космизм: наследие и наследники. // Общее дело. Сб докладов, представленных на I Всесоюзные Федоровские чтения./Боровск/.- М.,1990,с. 35-44.
69. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации /конец XIX – 90-е г. XX в.в. /Под ред.З.И. Равкина. -М.: ИТОП РАО, 1998. – 280 с.
70. Гуревич П. С , Фролов И. Г. Философское постижение человека. //Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Др. мир. Эпоха Просвещения. – М,, 1991.
71. Гуров С П . К.Э.Циолковский о школе будущего.// Труды X Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского. – М. : ИИЕТ РАН, 1977, с. 33-39.
72. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М.: Республика, 1995. – 351 с.
73. Делор Жак, Образование: необходима утопия. //Педагогика, 1998, № 5, с. 3-16. 80- Денисов М.И. Дом-музей Константина Эдуардовича Циолковского. – Калуга.: Изд-во газ. Знамя,1957.- 4 8 с.
74. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX – нач. XX в. в.- М. : РАО, 1994. – 139 с.
75. Днепров Э.Д. Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики. Проблемы, тенденции, перспективы. – М.: ИТОП РАО, 1981. – 90 с.
76. Днепров Э.Д. Школьные реформы в России. – М., 1998. 2^8
77. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов: Проблема ценности и марксистская философия. – М., 1967.
78. Дудкина И. А. Мировоззренческие проблемы в творчестве К.Э.Циолковского. Автореф. канд. дисс. – М., 1983. – 12 с.
79. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М. : Просвещение, 1991. – 192 с.
80. Ерохин А. “Как учитель я кое-что сделал”. Из хроники семьи учителей Циолковских.// Учительская газета, 1966, б авг.
81. Желнина Т.Н. Творческие материалы к научно- фантастической повести К.Э.Циолковского “Космические путешествия”. /Труды XXI – XXII Чтений Циолковского. -М., 1988, с.119.
82. Желнина Т.Н., Максимовская Н.А. Записные книжки Л.К.Циолковской как источник изучения жизни и деятельности К.Э.Циолковского. //XXXIII Научные Чтения Циолковского. – М.: ИИЕТ РАН, 1998, с. 18-20.
83. Желнина Т.Н.,Архипцева Е.В. Особенности издания воспоминаний о К.Э.Циолковском. – XXXIII Научные Чтения, посвященные разработке творческого наследия К.Э.Циолковского. – М.: ИИЕТ РАН, 1998, с. 17-18.
84. Журавлев К. К.Э.Циолковский-учитель: К 100-летию со дня рождения ученого. – Учительская газета, 1957, 17 сент.
85. Заливадный B.C. Педагогические воззрения К.Э.Циолковского и современная школа. – Труды XI – XII Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского. – М, : ИИЕТ РАН, 1980, с. 107-115.
86. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х т. – Л., 1991.
87. Зинченко В. П. О целях и ценностях образования. //Педагогика, 1997, № 5, с.3-16.
88. Зотов В. У истока космической эры. – Калуга: Кн. изд-во, 1962.
89. Зотов В. Ученицы Циолковского /Г.Н.Зубова, А.В.Добромыслова, А.К.Георгиевская, Е.М.Любимова и др./ – Калуга, газ. Знамя, 1967, 20 мая.
90. Зуйкова О. Мой учитель. – Калуга, газ. Знамя, 1957, 17 сент.
91. Иванов А. К.Э.Циолковский-педагог. //Народное образование, 1973, № 7, с. 87-89.
92. Исаков В.Ф. Идеи К.Э.Циолковского и пути их реализации в программе формирования человека космического. -Труды XXV Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского. – М., 1991, с. 152-159.
93. Исаков В.Ф. Человек космический: ближние и дальние перспективы. – Труды XXVII Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского. – М.: ИИЕТ РАН, 1994, с. 183-190.
94. Инновационное движение в Российском школьном образовании. /Под ред. Э.Днепрова. – М.: Парсифаль, 1997. -426 с.
95. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. – Новосибирск.: Наука, 1991. – 302 с.
96. Казютинский В.В. Мировоззренческие и методологические аспекты антропологического /антропного/ принципа в 2^0 космонавтике. – Труды XVI Чтений Циолковского. – М. , 1982, с. 31-41.
97. Казютинский В.В. Человек. Мир. Бог в космической философии К.Э.Циолковского. // К.Э.Циолковский. Очерки о Вселенной. М.: , с. 238-247.
98. Казютинский В. В. Как возможна космическая этика? – Труды XXIX Чтений Циолковского. – М., 1996, с.145.
99. Казютинский В. В. “Космическая философия” Циолковского и современная картина мира. – Труды XVIII- XX Чтений Циолковского. – М.: ИИЕТ РАН, 1988, с.4-37.
100. Казютинский В. В. Космическая философия Циолковского на рубеже XXI века. Труды XXXVII Чтений Циолковского. – М., 1994, с. 4-40.
101. Казютинский В.В. Вселенная в человеческом измерении. – Труды XXIV Чтений Циолковского. – М. , 1991, с. 76-117.
102. Казютинский В. В. Космическая философия Циолковского и постнеклассическая наука. – Труды XXV Чтений Циолковского. – М., 1991, с. 6.
103. Казютинский В. В. Феномен космизма: традиции и современность. – Труды XXIX Чтений Циолковского. – М. : ИИЕТ РАН, 1996, с. 4-40.
104. Калужский край. Документы и материалы. Кн. 2. Тула.: Приокское кн. изд-во, 1977. – 299 с. 2^ 1
105. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. /Под ред. А.М.Арсеньева. – М.:Педагогика,1982. – 704 с.
106. Касаткина Н. Социально-педагогические и этические проблемы совершенствования человека в свете ценностных ориентации космической философии К.Э.Циолковского. – Сборник научных трудов. В 2-х частях. Часть 2-я. Калуга.: КГПУ, 1998, с. 51-65. 2^2
107. Касаткина Н. Идеалы и ценности антропокосмиче- ского воспитания в трактовке К.Э.Циолковского. – Сборник научных статей “К.Э.Циолковский и проблемы образования. /Под ред. Д.М.Гришина. – Калуга.: КГПУ, 1998, с. 12-16.
108. Касаткина Н. Приоритетные ценности образования в воззрениях К.Э.Циолковского. – XXXIII Научные Чтения, посвященные разработке творческого наследия К.Э.Циолковского. – М.: ИИЕТ РАН, 1998, с. 217.
109. Касаткин Н. Краткий очерк положения народного образования в Калужской губернии. – Калуга, 18 96.
110. Касьян А. А. Гуманитаризация образования в России.//Педагогика, 1998, № 2, с. 17-22. 12 4. Кириленко Н.Д. Взгляды К.Э.Циолковского на происхождение и развитие нравственности. //Труды XI – XII Чтений Циолковского. – М.: ИИЕТ РАН, 1980, с. 24-30.
111. Клементьев Б. Проблемы развития в трудах К.Э.Циолковского и современность. Автореф. канд. дисс, Саратов, 1978. – 16 с. 12 6. Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. -Рига.: Виеда, 1990.- т.1. – 316 с.
112. Кольченко И.А. Циолковский как мыслитель: Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. филос. наук. -М.: Ин-тут философии АН СССР, 1968. – 24 с.
113. Кольченко И.А. Мыслитель //Впереди своего века. – М.: Машиностроитель, 1970, с. 62-233.
114. Константин Эдуардович Циолковский /1857-1982/. Науч. и юбилейный сборник, поев. 75-летию со дня рождения К.Э.Циолковского и 4 0-летию со дня появления его первых печатных трудов по дирижаблестроению. – М.-Л.: ОНТИ, 1932. – 80 с.
115. Константин Эдуардович Циолковский. Сборник- – Калуга.: Изд-во газ. Знамя, 1935 г,
116. Константин Эдуардович Циолковский. /1857- 1935/.//Русский космизм: Антология философской мысли. -М. : Педагогика-Пресс. – 1993, с. 258-263.
117. Концепция организационно-экономической реформы системы образования России. Аналитические заметки. /А.Асмолов и др. /”Первое сентября”, № 90, 1997, с. 3-4.
118. Королев Ф.Ф., Корнейчик Г.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики /1921-1931 г.г./ – М.: АПН РСФСР, 1961. – 508 с.
119. Корнетов Г.В.,Богуславский М.В. Космическая педагогика Константина Вентцеля. – М., Пед. альманах “Свобдное воспитание”. Вып. 2., 1993, с.14-19.
120. Корнетов Г. В. К вопросу о парадигме гуманистической педагогики. – Пед. альманах “Свобдное воспитание”. Вып.2., М., 1993, с. 20-24.
121. Корнетов Г. В. Гуманистическое образование: традиции и перспективы.- М.: ИТП и МИО РАО, 1993. – 136 с.
122. Космолинский Ф.П. К.Э.Циолковский о человеке как социобиологическом существе. – Труды XXVIII Чтений Циолковского. – М.: ИИЕТ РАН, 1994, с. 3-13.
123. Космолинский Ф.П. Антропоцентристские идеи К.Э.Циолковского и современные проблемы ноосферологии. – Труды по космической биомедицине. Сборник. Вып. 2, -М.: Академ, космонавтики, 1996, с. 13-20. 2^4
124. Космолинский Ф.П. О работе ЦиолковсЬ:ого ” Свойства человека”- Труды XXI- XXII Чтений Циолковского. – М., 1988. – с. 101-102.
125. Космодемьянский А.А. Циолковский Константин Эдуардович: БСЭ, 3-е изд., М., 1977, т.28, с. 575-576.
126. Космодемьянский А. А. Константин Эдуардович Циолковский /1857-1935/. – М.: Наука, 1987. – 295 с.
127. Космодемьянский А.А. К.Э.Циолковский- Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1980. – 144 с.
128. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. – Самара.: СГПИ, 1994. – 165 с.
129. Круглый стол: Реформирование образования в России. //Педагогика, 1997, № 5, с. 17-41.
130. Кувакин В.А. Философия Вл.Соловьева. – М. : Знание, 1988. – 64 с. 14 6. Кураченкова Н.П. Формирование качеств личности педагога как субъекта обучения в профессиональной деятельности. – Автореф. канд. дисс. – СПб, 1995. – 22 с.
131. Куракина О.Д. Русский космизм – цельное знание нового человека. //Общее дело: Сб. докладов.- М., 1990, с.72-811.
132. Лавров П.Л. //Русская философия: Словарь /Под общ. ред. М.Н.Маслина. – М.:Республика, 1995, с. 252-253. 14 9. Лагутин В.Д. Краткие очерки истории народного образования Калужского края, – Калуга, 1993. -210 с.
133. Леонтьев А.Н. Педагогическое обучение. – М.:3нание, 197 9 /Сер. Педагогика и психология. – № 1. – 47 с. 2^ 5
134. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. /Под ред. В.В.Давыдова и др. – т.2. – М. : Педагогика, 1983. – 318 с.
135. Леонтьев П.И. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды К.Э.Циолковского. – Труды Ш Чтений Циолковского. – М.: ИИЕТ РАН, 1969, с. 73-80.
136. Леонтьев П.И. Некоторые вопросы нравственного воспитания в трудах К.Э.Циолковского. – Труды V – VI Чтений Циолковского. – М., 1972, с. 40-50.
137. Лесков Л. В. Социально-политические работы К.Э.Циолковского и современность. – Труды XXVII Чтений Циолковского. – М., 1994, с. 41-56.
138. Лесков Л. В. Проблема: Разум и Вселенная: В.И.Вернадский- К.Э.Циолковский и современность. – Труды XXI – ХХШ Чтений Циолковского. – М., 1991, с. 4-20.
139. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей /Теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX в. в.-Самара. : Изд-во СИУ, 1997. – 85 с.
140. Лихачев Б. Т. Педагогика противления злу насилием.//Педагогика, 1998, № 4, с.18-23
141. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Спецкурс. Уч. пособие для студентов высших уч. зав. – М. : Прометей, 1995. – 282 с.
142. ЛОССКИЙ И.О. История русской философии. – М. : Высшая школа, 1991. – 559 с.
143. Лосский Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский путь. //Вопросы философии, 1991, № 12, с-119-124.
144. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. /Послесл. А.Тахо-Годи. – М.:Прогресс, 1990. – 720 с.
145. Львов В. Страницы жизни Циолковского. Л.гЛениздат, 1963. – 262 с.
146. Львов В. Он указал путь к звездам. – М.:3нание, 1961. – 92 с.
147. Лыткин В.В. Философские взгляды К.Э.Циолковского и его отношение к атеизму и религии. – Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. – Л.: ЛГУ, 1989. – 19 с.
148. Лыткин В.В. Русский космизм как явление мировой культуры. – Труды XXV Чтений Циолковского. – М. , 1991, с. 92-100.
149. Ляпунов в. В. На крыльях мечты. – Калуга: Кн. изд- во, 1963. – 122 с.
150. Малинин Д. И. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. – Калуга, 19 92.
151. Мапельман В.М. Космическая этика К.Э.Циолковского. – Труды XXV Чтений Циолковского, М. : ИИЕТ РАН, 1991, с. 212-218.
152. Мартынцев А.В. Исповедимый путь: Философские этюды. – М.:Наука, 1990. – 164 с, 17 0. Маркелова Л.П., Александров Н.П. Космические поселения, или Зачем человек обживает космос. – Тула.: Приокское кн. изд-во, 1981. – 32 с.
153. Материлы Международного симпозиума в ЮНЕСКО //Высшее образование в России. – 1994, № 4, с.3-13.
154. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности. //Вопросы психологии. 1989, № 5, с. 11-18.
155. Меры по реализации “Программы реформирования и развития системы образования в условиях углубления со-циально-зкономических реформ.// Вестник образования, 1994, № 12, с.10-11.
156. Моисеев Н.И. Беседы за круглым столом.// Вл.Вернадский. – М.:Современник, 1993, с. 669.
157. Моисеев Н.И. Русский космизм и восстановление Лла- нистических традиций в науке и обществе. //Общее дело. Сб. докладов, М., 1990, с. 7-20. 17 6. Монастырев Б.Н. Константин Эдуардович Циолковский. – Калуга.: Изд-во газ. Коммуна, 1936. – 12 с.
158. Мосолов В.А. Этические парадигмы в истории воспитания россиян как ценностные приоритеты отечественного образования. – В об. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания. / Под ред. З.И.Равкина. – М. : ИТОН РАО, 1997, с. 21-25.
159. На Луне. Грезы о Земле и небе. /Ред. и биограф, очерк Я.И. Перельмана. “К.Э.Циолковский, его жизнь и технические идеи”. – М.-Л.: ОНТИ, 1935. – 132 с.
160. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917-1973 г. г. /Сост. А.А.Абакумов и др. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с. 29S
161. Национальные ценности образования: истории? и современность. / Под ред. З.И.Равкина. – М. : ИТОП РАО, 1996. – 295 с.
162. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания /вторая половина XIX-90-e г. XX в.в./ Под ред. З.И.Равкина. – М. : ИТОП РАО, 1997, 411 с.
163. Научные /ХХХШ/ Чтения, посвященные разработке творческого наследия К.Э.Циолковского. – М. : ИИЕТ РАН, 1998. – 231 с.
164. Образование: идеалы и ценности /историко- теоретический аспект./Уч. пособие для гуманит. ф-тов пед. ун-тов и ин-тов по курсу “Философия и история образования” /аксиологический аспект/. /Под ред. З.И.Равкина. – М.: ИТОП РАО, 1995. – 629 с.
165. Одоевский Владимир Федорович( 1803-1869) //Русский космизм: Антология философской мысли. – М. : Педагогика-Пресс, 1993, с. 34-38. 2^9
166. Одоевский В.Ф. Русские ночи. Соч. в 2-х т., т. 1. – М. : Худ. лит-ра, 1981. – 365 с.
167. Основные положения концепции очередного этапа рформирования системы образования. /Итоговый материал семинаров рабочей группы комиссии по реформированию образования/. /”Первое сентября”, № 80, 1997, 19 авг. с. 5-7.
168. Основы философии человека. Учебник для вузов. – СПб.: “Лань”, 1997. – 304 с.
169. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР ( 1917-1941) Отв. ред. Н.П.Кузин, М.Н.Колмаков, З.И.Равкин. – М.:Педагогика, 1980.-456 с.
170. Панков В. Квартира во Вселенной. /Родина / Российский исторический журнал, 1996, № 6, с. 77-7 9.
171. Панков В. Русский мечтатель //Родина, 1996, № 1, с. 110-112.
172. Перельман Я.И. Циолковский: Жизнь и технические идеи. – М.-Л.: ОНТИ, 1937, 168 с.
173. Пестриков Г. Аксиологические аспекты модели образования XXI века. – В сб. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания / история и современность/Под ред. З.И.Равкина. – М. : ИТОН РАО, 1997, с. 36-41.
174. Писарев Дмитрий Иванович. //Русская философия. Словарь /Под общ. ред. М.Маслина, с. 374-376.
175. Писарев Д.И. Сочинения в 4-х томах.- М. , 1955- 1956., т.2, с. 125-126. 2 02. Проблемы формирования ценностных ориентации и активности личности в ее онтогенезе. – М. : Просвещение, 1987. – 151 с.
176. Проблема ценностей в философии. – М.-Л., 1966.
177. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры /концепция исследования/. //Педагогика, 1995, № 5, с. 87-90.
178. Рассказывает Юрий Гагарин, //газ. “Правда”, 1961, № 104, 14 апреля.
179. Ржезникова М.Я. Рукописные материалы К.Э.Циолковского в архиве Академии Наук СССР: Научное описание-/Сост. М.Я.Ржезникова. – /Под ред. В.И.Воробьева, В.В.Левшина. – М.: Наука, 1966. – 171 с.
180. Разумный В.А.Содержание образования: единство знаний, эмоций, веры.//Педагогика, 1998, № 5, с. 17-22.
181. Роднянская И. К. К.Э.Циолковский. Философская энциклопедия, – М., 1970, т.5, с. 466-468.
182. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с.
183. Русский космизм: Антология философской мысли. / Сост. Г. Семеновой, А.Г.Грачевой. – М. : Педагогика-Пресс, 1993. – 368 с.
184. Русская философия: Словарь /Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Республика, 1993. – 655 с.
185. Русская философия: МЭС. – М.:Наука, 1995. – 624 с.
186. Русские философы /конец XIX -ср.XX/ : Биографические очерки. Библиография. Тексты соч. :Антология. В 3-X вып. /Сост. А.Л. Доброхотов и др. Вып 1.- М.: Кн. палата, 1993. – 367 с.
187. Рынин Н.А. Русский изобретатель и ученый К.Э.Циолковский: Его биография, работы и ракеты, – Л., 1931. – 112 с.
188. Рябченко А. Психологические детерминанты авторитарного и демократического стиля обучения. Автореф. канд. дисс. – СПб, 1995. – 18 с.
189. Самойлович С И . К.Э.Циолковский в педагогических поисках, //Сов, педагогика, 1965, № 5, с. 105-116.
190. Самойлович С И . Гражданин Вселенной. – Калуга.: ГМИК, 1969. – 259 с.
191. Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. – М.:”Народное образование”, 1998. – 256 с.
192. Семенова С Г . Вернадский и русский космизм. – Владимир Вернадский. – М.: Современник, 1993, с. 596-643. 22 6. Сергеев В.Н. Космизм как феномен человеческой культуры. – Труды XXIV Чтений Циолковского. – М. : ИИЕТ РАН, 1992, с. 171-176.
193. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования. // Магистр, 1994, № б, с. 2-7.
194. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997. – 63 с.
195. Соловьев Вл. Соч. в 2-х томах. – М. : Мысль, 1990, Т.1. – 829 с., с. 63-64.
196. Соловьев Вл. Русская философия: Словарь /Под общ. ред. М.А.Маслина. – М.: Республика, 1993, с. 454-459. 2 31. Струминский В.Я. В.Ф.Одоевский и его педагогические идеи. – Одоевский В.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1955.
197. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. – М., 1994. 2 35. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования. //Педагогика, 1998, № 2, i с. 3-7. 2 36. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л.,1968.
198. Урсул А. Д. Российский антропокосмизм и русская идея: ноосферная природа. – Труды XXVffl Чтений Циолковского. – М., 1995, с. 47-50.
199. Урсул А.Д. Человечество. Земля. Вселенная: Философские проблемы космонавтики. – М.:Мысль, 1977 . – 2 64 с. •
200. Урсул А.Д., Школенко Ю.А. Человек и Вселенная. – М.: Знание, 1980. – 64 с. 24 0. Урсул А. Д. , Школенко Ю.А. К.Э.Циолковский и ^^космическая философия”. //Идеи К.Э.Циолковского и современность. – М.: Наука, 1979, с. 205-214.
201. Федеральная программа развития образования в России /проект/. – М., 1993. – 24 с.
202. Федоров Николай Федорович ( 1829-1903). //Русский космизм: Антология философской мысли, – с. 64-69,
203. Федоров Н-Ф. Философия общего дела. – Русский космизм: Антология философской мысли /Сост. Г.Семеновой, А.Г. Грачевой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993, с. 69-78.
204. Федоров Н.Ф, Сочинения. – М., 1982, с. 501.
205. Федоров Н.Ф. { 1829-1903). – Русская философия: МЭС. – М., 1995, с. 532-538.
206. Фромм Э. Душа человека. (Пер. с англ. /- М. : Республика, 1992. – 95 с. 24 9. Хайруллин К.Х. Антропокосмизм К.Э.Циолковского и Н.Г.Холодного. – Труды XVI Чтений Циолковского. – М. , 1980, с.58-65.
207. Хвостов В-М. Этика человеческого достоинства. М.: Изд-во “Совершенствование”. – 1998. – 176 с. Г* 2 51. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке. //Русский космизм: Антология философской мысли. -М.: Педагогика-Пресс, 1993, с, 332-344.
208. Хуторской А. Педагогика русского космизма- М.:Частная школа, 1993, № 2, с. 11-22.
209. Ценностные ориентиры в сфере педагогического образования: история и современность /Под ред. З.И.Равкина. – М.: ИТОП РАО, 1995. – 137 с.
210. Циолковский К.Э. Богатства Вселенной /Глава из соч.”Мысли о лучшем общественном устройстве”./ – Калуга.: Кооп. уч-ся, 1920. – 25 с.
211. Циолковский К.Э. Будущее Земли и человечества. – Калуга.: Изд.автора, 1928. – 28 с.
212. Циолковский К.Э. Воля Вселенной. // К.Э.Циолковский. Очерки о Вселенной. – М.: ПАИМС, 1992, с. 40-54. 2 57. Циолковский К.Э. в воспоминаниях современников. Сборник. – Тула.: Приокское кн. изд-во, 2-е изд. доп. и перераб-, 1983. – 288.
213. Циолковский К.Э. Вне Земли. -Калуга,1920. – 118 с.
214. Циолковский К.Э. Знание и его распространение. //Циолковский К.Э. Образование Земли и Солнечных планет. – Калуга.:Изд. автора, 1915, с.14. 27 0. Циолковская Л. К. Воспоминания: /Из неопубликованного/. – Калуга.:Газ.Знамя, 1966, 8 янв.
215. Циолковский К.Э. Моя пишущая машинка. – Калуга.: Мзд. автора, 1928. – 17 с. 27 6. Циолковский К.Э. На Луне. Фантастическая повесть. – М.-Л.:ОНТИ, 2-е изд., 1934. – 39 с.
216. Циолковский – народный учитель.: Уч. пособие для ст-тов. /Сост. П.И. Леонтьев и др. – Тула.: Кн. изд-во, 1976. – 75 с.
217. Циолковский К.Э. Общественная организация человечества. – Калуга.: Изд. автора, 1928. – 32с.
218. Циолковский К.Э. Причина космоса. 0 //К.Э.Циолковский. Очерки о Вселенной. – М. : ПАИМС, 1992, с. 32-38.
219. Циолковский К.Э. Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение.- Калуга.: Изд. автора,192 9.-32 с.
220. Циолковский К.Э. /К 125-летию со дня рождения /. Сб. статей /Сост. А. Соколова. – М.: Знание, 1982. -64 с.
221. Циолковский К.Э. Субъективная непрерывность высшей жизни, //К.Э.Циолковский. Очерки о Вселенной. – М. : ПАИМС, 1992, с. 185-187.
222. Циолковский К.Э. Ум и страсти.//К.Э.Циолковский. Очерки о Вселенной. – М.: ПАИМС, 1992, с. 88-100.
223. Циолковский К.Э. Цели звездоплавания. – Калуга. :Изд. автора, 1929. – 40 с.
224. Циолковский К.Э. Черты из автобиографии. //Юбилейный сборник. – Калуга, 1932, с. 7-10.
225. Циолковский К.Э. Черты из моей жизни: Автобиография. – Тула.: Приокс. кн. изд-во, 1983. – 30 с.
226. Циолковская Л.К. “Мыслитель, ученый, гражданин”. – Калуга, газ. Знамя, 1986, 17 сент. 30 6. Черникова И.В. Русский космизм и идея глобальной эволюции. //Труды XXI- ХХШ Чтений Циолковского. М.:ИИЕТ РАН, 1991, с. 43-51.
227. Циолковская Л. К. Мои воспоминания об отце.//Сборник: Литературная Калуга, 1958.( Отрывки). 3 08. Чижевский А.Л., Шишина Ю.В. В ритме Солнца. М. :Наука, 1969.
228. Чижевский А.Л. Вся жизнь. – М.: Сов. Россия, 1974. – 208 с.
229. Чижевский А.Л. В науке я прослыл поэтом. – Калуга. :Золотая аллея, 1996.
230. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.: Мысль, 1973, с. 33.
231. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания. – М. : Мысль, 1995. – 715 с.
232. Чижевский Александр Леонидович (1897-1964). //Русский космизм: Антология философской мысли. – М.: Педагогика-Пресс, 1993, с. 312-317.
233. Чижевский А.Л. Теория космических эр.//Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе: Научно-фантастические произведения. – Тула.: Кн. изд-во, 1966, с. 419-427.
234. Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга, 1924. – 72 с.
235. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. – М.:Логос, 1993. – 181 с.
236. Шварцман К.А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. – М. : Политиздат, 1989. – 208 с.
237. Шамов А. Философские взгляды К.Э.Циолковского: Автореф. канд. дисс. – М.: МГУ, 1965. – 16 с.
238. Шеин А. Диалог как основа педагогического общения. // Вопросы психологии.- 1991.- № 1, с. 44-52.
239. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике: Уч. пособие. – М. : НИРОС, 1994. – 136 с.
240. Щербаков Д. К. Циолковский – великий ученый- гуманист: Мировоззрение К.Э. Циолковского. – Тула.: Приокское кн. изд-во, 1966. – 72 с.
241. Яркина Т.Ф. Проблема духовного мира человека и его формирование в биоэнергетической среде. – М. , 1996. 36 с. АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ. (ЦГА) .
242. Протокол заседания педагогического совета Рязанской гимназии об испытании К.Э.Циолковского на звание учителя математики уездного училища. – ф. 4 59, оп.10., д.1447, л.л. 5-6.
243. Из послужного списка учителя Калужской 6-ой советской единой трудовой школы 2-ой ступени К.Э.Циолковского. – ф. 555, оп. 2, д. 18, л. 1.
244. Циолковский К.Э. Живая Вселенная. – ф.555, оп. 1, д. 428, л.л. 40-41. 3U 32 8. Циолковский К.Э. Идеальный строй жизни. – ф. 555, оп. 1, д. 379, л.л. 1-33-32 9. Циолковский К.Э. Какой тип школы желателен? – ф. 555, оп. 1, д. 386, л.л. 1-6.
245. Циолковский К.Э. Космические путешествия. – ф. 555, оп 1, д. 283, л,л. 1-34. 331- Циолковский К.Э. Космическая точка зрения. – ф. 555, оп. 1, д. 532, л.л. 1-2.
246. Циолковский К.Э. Направление работ. – ф. 555, оп.1, д. 544, л.Л- 1-5.
247. Циолковский К.Э. Непротивление. – ф. 555, оп. 1, д. 416, л. 3.
248. Циолковский К.Э- Общественный строй. – ф. 555, оп. 1, д. 387, л-л. 1-203.
249. Циолковский К.Э. Основы объединения человечества. – ф. 555, оп. 1, д. 458, л.1.
250. Циолковский К.Э. Письмо к В.В.Рюмину. – ф. 555, оп. 1, д.21, л.л. 13 об.-14.
251. Циолковский К-Э. Попытка концентрическими кругами уяснить направление и ценность моих работ для людей. -ф- 555, оп 1, д. 224, л.л. 1-70.
252. Циолковский К.Э. Попытка составить план самого важнейшего для человечества. – ф. 555, оп. 1, д. 455, л.л. 2-6.
253. Циолковский К.Э. Преобладание человека над животными. – ф. 555, оп. 1, д. 374, л.л. 1-5.
254. Циолковский К-Э. Разум и звезды. Влияние разумных существ на развитие Вселенной. – ф. 555, оп. 1, д. 244, л.л. 1-70.
255. Циолковский К.Э. Развитие тела и души человека. – ф. 555, оп. 1, д. 375, л.л. 1-26 об.
256. Циолковский К.Э. Разум космоса и разум его су- ш;еств. – ф. 555, оп. 1, д. 500, л.л. 2-5.
257. Циолковский К.Э. Руководители человечества. – ф. 555, оп. 1, д. 466, л.л. 1-2.
258. Циолковский К.Э. Устройство человечества. – ф.555, ОП.1, д. 382, л.л. 1-12.
259. Циолковский К.Э. Фатум, судьба, рок. /Из автобиографии./ – ф. 555, оп. 2, д. 1, л.л. 1-7 об.
260. Из отчета штатного смотрителя Боровского уездного училиш,а за 1889 г. о работе К.Э.Циолковского. – ф. 165, оп. 2, д. 1527, л.л. 54-55.
261. Программа по арифметике для 1-3 классов, составленная К.Э.Циолковским. /1 сентября 1890 г./ – ф. 165, оп. 2, д. 1542, л.л. 38-39.
262. Программа по геометрии для 3-его класса, составленная К.Э.Циолковским /1 сентября 1890 г./ – ф. 165, оп. 2, д. 1542, л.л. 54-55.
263. Планы преподавания арифметики и геометрии в Калужском уездном училище на 1892/93 учебный год, составленные К.Э.Циолковским. – ф. 165, оп. 2, д. 1597, л.л. 126-128.
264. Из отчета дирекции народных училищ губернии о состоянии учебно-воспитательной работы в уездных училищах за 18 92 г. с характеристикой педагогической деятельности К.Э. Циолковского. – ф. 165, оп. 2, д. 1599, л. 51.
265. Аттестат дирекции народных училищ губернии о службе К.Э.Циолковского /12 окт. 1900 г./ – ф. 165, оп. 2, д. 2332, л.л. 91-91а.
266. Из журнала заседания совета Калужского епархиального женского училища о предоставлении К.Э.Циолковскому уроков физики. – ф. 57, оп. 2, д. 3, л. 10.
267. Из журнала заседания совета Калужского епархиального женского училища о предоставлении К.Э.Циолковскому |i» уроков по алгебре и геометрии./19 сент. 1907 г./ – ф. 57, оп. 2, д. 13, л.л. 104-105, 107.
268. Прошение К.Э.Циолковского директору народных училищ; губернии об определении его на службу в одно из высших начальных училищ губернии./2 6 июня 1913 г./- ф. 165, оп. 2, д. 2332, л.л. 89-89а.
269. Сообщение совета Калужского епархиального женского училища директору народных училищ губернии о педагогической деятельности К.Э.Циолковского / 10 июля 1916 г./ – ф. 165, оп. 2, д. 2421, л. 8.
270. Программа по физике, составленная К.Э.Циолковским. /1918г./- ф. Р-б, оп. 1, д. 3, л.л. 10-11.
271. Список книг и пособий по физике для учителя и уча- ш^ 1хся, составленный К.Э.Циолковским. /1919 г./ – ф. Р-6, оп. 1, д. 30, л.л. 30-31.
272. Заявление К.Э.Циолковского в Калужскую 6-ю советскую трудовую школу 2-ой ступени с просьбой освободить его от работы в связи с плохим состоянием здоровья. / 22 окт. 1921 г./ – ф. Р-6, оп. 1, д. 21, л. 20.
273. Анкетный лист на К.Э.Циолковского. / сент. 1921 г./ – ф. Р-156, оп. 1, д. 2891, л. 8. ФОНДЫ ГМИК (ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ КОСМОНАВТИКИ им. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО)г. КАЛУГА
274. Циолковский К.Э. Автобиография. /Приложение к работе “Социальное устройство человечества/. – ф. 1, оп. 1, ед. хр 10, л. 2-5.
275. Циолковский К.Э. Бесконечность. / 1933, 23 янв./ – ф. 1, оп. 1, ед.хр. 55. – 5 л.
276. Циолковский К.Э. Блуждание материи при жизни одного существа. /24 аир. 1934/ – ф. 1, оп. 1, ед.хр. 141, л.л. 1-2.
277. Циолковский К.Э. Вечная деятельность Вселенной. /26 дек. 1933 / – ф. 1, оп. 1, ед.хр. 108, л. 1.
278. Циолковский К.Э. Вместо злорадства – ужас и самоутверждение. – ф. 1, оп. 1, ед.хр. 135, л.л. 1-2.
279. Циолковский К.Э. Вероятность жизни, /март 1934/ – ф. 1, оп. 1, ед.хр. 140, л-л. 1-2.
280. Циолковский К.Э. Высшая истина. / 27 авг. 1932 / – ф. 1, оп. 1, ед.хр. 59, л-1.
281. Циолковский К.Э. Граждане Вселенной. /2 авг. 1933/ – ф. 1, оп. 1, ед.хр. 102, л. 1.
282. Циолковский К.Э. Долголетие. /12 марта 1934/ – ф. 1, оп, 1, ед.хр. 137, Л.1.
283. Циолковский К.Э. Земная этика. /15 февр. 1934 / – ф. 1, оп. 1, ед.хр. 134, л.л. 1-4. 37 8. Циолковский К.Э. Необходимость космической точки зрения, – ф . 1, оп. 1, ед.хр. 147, л. 1.
284. Циолковский К.Э. Непрерывность жизни./24 дек. 1933/. – ф.1, оп. 1, ед.хр. 107, л.л. 1-2.
285. Циолковский К.Э. Конспект космической философии. – ф. 1, оп. 1, ед.хр. 177, л. 1.
286. Циолковский К.Э. Краткая автобиография /15 марта 1933/ – ф. 1, оп. 1, ед.хр. 101, л.л. 1-5.
287. Циолковский К.Э. Моя жизнь /автобиография/ /14 окт. 1932/ – ф. 1, оп. 1, ед.хр. 67, л.л. 1-55.
288. Циолковский К.Э. Наливайко.- ф. 1, оп. 1, ед.хр. 173, л. 1.
289. Циолковский К.Э. Права человека. – ф. 1, оп. 1, ед.хр. 172, л.л. 1-2.
290. Циолковский К.Э. Сомнительность всякой философии /12 авг. 1934/ – ф.1, оп. 1, ед.хр. 145, л. 1.
291. Циолковский К.Э. Социальное устройство человечества / 7 окт. 1918/. – ф. 1, оп. 1, ед.хр. 10, л.л. 1-2.
292. Циолковский К.Э. Странные совпадения, или даты моей жизни нравственного характера / янв. 1935/. – ф. 1, оп.1, ед.хр. 162, л. 1.
293. Циолковский К.Э. Черты моей жизни. – ф. 1, оп.1, ед. хр. 148, л.л. 1-7. # I – ф. 1, оп. 1, ед.хр. 138, л. 1. ВОСПОМИНАНИЯ УЧЕНИКОВ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО (Калужское женское епархиальное училище)
294. Азарова А.П. – ф. 1, оп. 4, д.2, л.л. 1-1об.
295. Архангельская Е. – ф, 1, оп. 4, д. 32, л.л. 1-2.
296. Богутская З.Г. – ф. 1, оп. 4, д. 20, л.л. 1-2.
297. Берт Н.В. – ф. 1, оп. 4, д. 28, л.л. 1-5.
298. Бертоградова O.K. – ф. 1, оп. 4, д. 29, л.л. 1-13.
299. Виноградов В.П. У него я училась. – ф. 1, оп. 4, д. 32, л.л. 1-2об.
300. Георгиевская Е.Н.-ф.1, оп. 4, ед.хр. 37, л.л. 1-10.
301. Гранитова О.Н. – ф. 1, оп. 4, ед.хр. 42, л.л. 1-5.
302. Зарецкая А.И. – ф. 1, оп. 4, ед.хр. 62, л.л. 1-6.
303. Ларина М.А. – ф. 1, оп. 4, ед.хр. 3, л.л. 1-2 об.
304. Лисицкая Е. – ф. 1, оп. 4, ед.хр. 101, л.л. 1-55.
305. Лихачева А.С. – ф. 1, оп. 4, ед.хр. 102. – 3,5 л.
306. Любимова Е.М. -ф. 1,оп. 4,ед.хр. 105, л.л. 1-3 об.
307. Любомирская П.С.-ф.1,оп. 4, ед. хр. 106, л.л. 1-4.
308. Малинина О.И. – ф. 1,оп. 4,ед.хр-208, л.л. 1-8 об.
309. Преображенская М.С. – ф. 1, оп. 4, ед.хр. 141, л.л. 1-14.
310. Сергиевская А. – ф. 1, оп. 4, ед.хр. 160, л.л. 1-2об.
311. Троицкая А.С. – ф. 1, оп. 4, ед.хр. 184, л.л. 1-5.
312. Тухшерер С Р . – ф. 1, оп. 4, ед.хр. 185, л.л. 1-4. /КАЛУЖСКОЕ УЕЗДНОЕ УЧИЛИЩЕ/
313. Петров А.Ф, – ф. 1, оп. 4, ед.хр. 135, л.л. 1-8.
314. Платонов М.М. -ф.1,оп. 4, ед.хр. 137, л.л. 1-2 об.
315. Тохачев В. – ф. 1, оп. 4, ед.хр. 185, л.л. 1-2, /КАЛУЖСКОЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ/.
316. Тюнин Е.Е. – ф. 1, оп. 4, д. 190, л.л. 1-8. /КАЛУЖСКАЯ ШКОЛА № 6/.
317. Матюк Т.Д. – ф. 1, оп. 4, ед.хр. 113, л.л. 1-2об,
318. Николаев И.П. – ф. 1, оп. 4, ед.хр. 128, л.л. 1-5.
319. Чижевский А.Л. Воспоминания о Циолковском. – ф. 1, оп. 4, ед.хр. 202, л.л. 1-9. /CEbdEHHbM ФОНД ЦИОЛКОВСКИХ/.
320. Письмо К.Э.Циолковского Б.И. Воробьеву / 12 авг. 1911 / – ф. 4, оп. 1, д. 398, л.л. 36-41. 4 20. Письмо К.Э.Циолковского В.Я.Костину. – /11 янв. 1920/ – ф. 2, оп. 1, ед.хр.13, л.л. 1-2.
321. Циолковская Л. К. Статья ”К.Э.Циолковский и общественность” / до и после революции/, 3 февр. 1952. – ф. 2, оп. 1, ед. хр. 43, л.л. 1-18.
322. Циолковская Л. К. “”В сумерках” / Из жизни К.Э.Циолковского/ 1908- 1912 г.г. Пьеса в 3-х действиях с эпилогом. – ф- 2, оп. 1, ед.хр. 52. – 3 6 л.
323. Циолковская Л.К. “Тернистый путь” / Черновик пьесы. – ф. 2, оп. 1, ед.хр. 46. – 54 л. 42 4. Воспоминания М.К.Циолковской-Костиной. 2 тетрадки / 1962/- ф. 2, оп. \ , ед.хр. 58.
324. Биографические данные о семье Циолковских, составленные Л.К.Циолковской. /1953/. – ф. 2, оп, 1, ед.хр. 60, л.л. 1-1 об. /ЛР1ЧНЕЛЙ ФОНД Г.И. СОЛОДКОВА / /СЕКРЕТАРЯ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО/
325. Солодков Г.И- Воспоминания о своей жизни, о встречах с К.Э.Циолковским. – ф. 4, оп. 2, ед.хр. 58, л. л. 56-124.
326. Солодков Г.И. Мечты, фантазии и проекты К.Э.Циолковского. – ф. 4, оп. 2, ед.хр. 56, л.л.1-6.
327. Солодков Г.И. Творческая биография К.Э.Циолковского. – ф. 4, оп. 2, ед.хр. 57, л.л. 1-16.

Написать ответ