С. П. Королёв. Статья «Шаги в будущее».

Примечание к изданию 1980 г.: “Статья С. П. Королёва, опубликованная в газете “Правда” от 1 января 1966 г. под псевдонимом “Профессор К. Сергеев”. Переиздана с некоторыми сокращениями в книге “Эпоха – газетной строкой”. “Правда” 1917 – 1967″ (М., 1967, с. 384-386) со следующим предисловием: «На протяжении нескольких лет в номерах “Правды”, датированных первым днем нового года, появлялись статьи, подписанные профессором К. Сергеевым. Сегодня можно назвать подлинное имя автора этих увлекательных статей. Это был Сергей Павлович Королёв, который внес большой личный вклад в освоение космического пространства и которого советские летчики-космонавты называли своим отцом. Мы печатаем здесь его статью „Шаги в будущее”, опубликованную “Правдой” 1 января 1966 г. Она стала своеобразным завещанием крупнейшего советского ученого”.Источник: Книга “Творческое наследие Сергея Павловича Королёва. Избранные труды и документы”. – М.: Наука, 1980. – 591с.

С. П. Королёв.   «Шаги в будущее»

Ум человеческий открыл много диковинного
в природе и откроет еще больше,
увеличивая тем свою власть над ней.

В. И. ЛЕНИН

В современной науке нет отрасли, развивающейся столь же стремительно, как космические исследования. Немногим более восьми лет прошло с тех пор, как впервые во Вселенной появилось созданное человеком космическое тело – первый советский искусственный спутник Земли. Всего около трех тысяч дней насчитывает история космонавтики, а между тем она так богата важнейшими для человечества событиями, что в ней можно выделить целые эпохи.

Полет Юрия Гагарина открыл эпоху космической навигации. А эпоха работы человека в свободном космосе началась в истекшем 1965 году в тот мартовский день, когда Алексей Леонов шагнул из шлюза в открытое пространство и свободно поплыл в нем. Перед экипажем корабля “Восход-2” была поставлена труднейшая, качественно иная, чем в предыдущих полетах, задача. От ее успешного решения зависело дальнейшее развитие космонавтики, пожалуй, не в меньшей степени, чем от успеха первого космического полета. Павел Беляев и Алексей Леонов справились с ней, и значение этого подвига трудно переоценить: их полет показал, что человек может жить в свободном космосе, выходить из корабля, не чувствовать себя ограниченным его стенами, он может работать всюду так, как это окажется необходимым. Без такой возможности нельзя было бы думать о прокладыванип новых путей в космосе. Ведь это было бы равнозначно тому, например, что экипаж морского судна во время плавания не может выйти из своего корабля и даже опасается это сделать. В наше время уже можно себе представить, что в будущем космические корабли с людьми пойдут в дальние рейсы – к Луне, к планетам и к их спутникам. Надежность таких экспедиций повысится, если посылать не один корабль, а два или более. Несомненно, что во время такого полета людям понадобится перейти из одного корабля в другой для оказания помощи либо осмотра или ремонта и полете, что существенно повысит надежность всей экспедиции. Выход в открытый космос облегчит проведение некоторых научных исследований, так как условия для этого могут оказаться лучше, чем в корабле. Мы знаем теперь, что при современной технике все это вполне реально и доступно. Полет корабля “Восход-2” доказал это экспериментально.

Особенность эксперимента Леонова была в том, что он выходил в свободный космос через шлюзовую камеру, без разгерметизации всего корабля. Павел Беляев находился все время в герметической кабине в отличных условиях, поддерживал связь с Землей, следил за передвижением и действиями товарища и производил операции по управлению полетом.

Такая программа эксперимента единственно правильна и обоснована методически. Это становится ясным, если задуматься: зачем нужен выход человека в космос? Ответ простой – для оказания помощи соседнему кораблю и для работы. Разгерметизация корабля, несомненно, затруднит все работы. Конечно, выход в свободный космос через специальный шлюз осуществить технически сложнее, и, главное, для этого нужно предусмотреть на борту довольно значительный запас веса. Но только этот путь полностью решает задачу, ради которой, собственно, и делается выход в свободный космос.

Итоги только что закончившегося года интересны еще и тем, что, кроме спутников Советского Союза и США, в космос был запущен французский искусственный спутник Земли. Земной шар непрерывно опоясывается многочисленными трассами орбитальных полетов, и минувший год еще умножил их число. Американские космонавты Ловелл, Борман, Ширра и Стаффорд совершили смелые полеты (двое первых — длительностью до четырнадцати суток) и почти вплотную сблизили в космосе свои корабли, что, несомненно, является их серьезным достижением. Большое число советских спутников на околоземных орбитах выполнило и выполняет самые различные научные и исследовательские задачи. Прилегающая к Земле область космического пространства, можно считать, основательно обжита. Спутники серии “Космос” неутомимо выполняют обширнейшую комплексную научную программу исследований. Успешно проводился полет спутников “Протон-1” и “Протон-2”. “Молния-1” систематически передает через космос на Дальний Восток телевизионные программы и телефонные переговоры; осуществлена и цветная телевизионная передача во Францию. Система ретрансляции связи через спутник типа “Молния-1”, как показывают расчеты, выгодна экономически для народного хозяйства. Она может сэкономить не один десяток миллионов рублей. Дальнейшее развитие системы околоземных спутников даст возможность осуществить прогнозирование погоды, службу солнечных наблюдений и геофизических исследований в таком объеме, который недоступен в обычных земных условиях. Орбитальные полеты в околоземном космическом пространстве в дальнейшем могут быть с успехом и эффективно использованы при решении ряда задач для народного хозяйства. Продолжались в истекшем году и исследования более далеких космических объектов. Современные наука и техника с их необычайно развитыми средствами автоматизации, телеинформации и управления процессами позволяют широко использовать автоматические межпланетные станции для дальних полетов к Луне и к ближним планетам Солнечной системы.

Советская экспериментальная станция “Зонд-3”, которая была запущена 18 июля 1965 г., а сейчас находится от Земли на расстоянии около 95 млн. км, проделала огромную и интереснейшую работу. С борта “Зонда-3” были сделаны уникальные фотоснимки обратной стороны Луны и переданы на Землю. Эти высокого качества снимки позволили астрономам составить представление о структуре поверхности всей обратной, невидимой с Земли, стороны Луны. В настоящее время имеется достаточно подробная информация о всей поверхности Луны, на основании чего в скором времени будут составлены и выпущены полные карты и полный глобус Луны.

Первая обработка полученных данных подтвердила вывод, сделанный ранее, после первых советских фотографий Луны, об отличии обратной ее стороны от той половины, которую мы видим. Обращенная к Земле северная часть лунного полушария покрыта в основном впадинами, которые по традиции астрономы называют «морями», а северная часть обратной стороны представляет гигантскую материковую возвышенность, изрезана многочисленными кратерами разной величины.

Со станцией “Зонд-3” и по сей день поддерживается устойчивая связь, с ее борта продолжает поступать телеметрическая информация. На одном из сеансов связи была проведена повторная передача с расстояния около 32 млн. км ранее отснятых и уже переданных на Землю фотокадров обратной стороны Луны. Качество полученных снимков было вполне удовлетворительным. В первой половине ноября 1965 г. были запущены к Венере две автоматические станции – “Венера-2” и “Венера-3”. В это время расстояние между Землей и Венерой составляло около 99,3 млн. км. Сейчас станции удалились от Земли на расстояние около 15 млн. км. Весь путь, который предстоит пройти станциям до их сближения с Венерой, составит около 290 млн. км. В это время расстояние между Землей и Венерой будет около 61,5 млн. км. В конце февраля – начале марта 1966 г. станции “Венера-2” и “Венера-3” достигнут района планеты Венера.

Венера плохо поддается наблюдениям и изучению с Земли, поскольку она окутана плотной, непроницаемой атмосферой, открытой еще в 1761 г. М. В. Ломоносовым. Существуют предположения, что давление атмосферы на поверхности Венеры достигает четырех и более атмосфер, а температура до +400° С. По своим размерам, диаметру, массе и расположению по отношению к Солнцу Венера является планетой, на которой можно было бы предположить наличие органической жизни, если бы не столь крайние и противоречивые данные о температурном режиме и характеристиках ее атмосферы. Очень большой интерес представляет получение хотя бы косвенных данных, которые позволили бы судить о состоянии и основных физических характеристиках самой поверхности Венеры.

Однако ото только первые шаги. В дальнейшем для более полного и систематического накопления необходимых сведений о Луне и хотя бы о ближних к Земле планетах, несомненно, потребуется проведение серьезных И длительных исследований. В ближайшее время разовые полеты автоматических станций уже не будут в сколь-либо достаточной мере удовлетворять запросы науки. Период первых сенсационных открытий и первых фотографий, сделанных с дальних расстояний и не имеющих систематического характера, окажется явно недостаточным. Нет необходимости говорить о том, как давно, как сильно и неотвратимо Луна привлекала внимание людей. Мечтой человечества было желание, чтобы сын Земли, наконец, ступил на нетронутую поверхность Луны! К сожалению, эта задача не такая простая и не столь близкая к осуществлению.

Луна – этот естественный и вечный наш спутник – имеет существенные отличия от Земли. На Луне отсутствует атмосфера. Там нет также заметного магнитного поля и радиационных поясов. Сила тяжести на поверхности Луны составляет примерно одну шестую земной.

В этих необычных, присущих только Луне условиях заложены огромные возможности для научных исследований, совершенно недоступных на Земле.

Земная атмосфера поглощает излучение небесных тел озоном, водяным паром и углекислотой, оставаясь прозрачной лишь в сравнительно узком “оптическом” участке спектра. В радиодиапазоне также имеется только узкая область, где земная ионосфера, отражающая идущее из космоса излучение, делается прозрачной. Большой интерес представляют исследования самой Луны, физических условий на лунной поверхности, изучение фигуры Луны, сейсмическое, гравитационное и магнитное исследования, крупномасштабное картографирование и т. п. Важное значение будут иметь для теории происхождения Солнечной системы исследования истории развития лунных образований. Отсутствие атмосферы и находящейся в свободном состоянии воды, по всей вероятности, привело к тому, что на лунной поверхности сохранились в первозданном виде в течение многих миллионов лет древнейшие образования.

Трудные задачи должны быть разрешены автоматическими стан: циями, предназначенными для мягкой посадки, причем сама станция и вся ее аппаратура должны полностью сохраниться и функционировать, выполняя заданную программу. Лунная автоматическая станция должна доставить надежную и достаточно широкую информацию о характеристиках грунта. Переданные фотографии должны при этом охарактеризовать неровности почвы, для чего необходима высокая степень разрешения. Все сказанное – увлекательные планы исследования Вселенной, это шаги в будущее. Это будущее, хотя и не столь близкое, но реальное, поскольку оно опирается на уже достигнутое. Каждый космический год – это новый шаг вперед отечественной науки по пути познания сокровенных тайн природы. Наш великий соотечественник К. Э. Циолковский говорил: “Невозможное сегодня, становится возможным завтра”. Вся история развития космонавтики подтверждает правоту этих слов. То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что еще вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением. Нет преград человеческой мысли!

Профессор К. Сергеев

Написать ответ