Юрий Носков. О русском космизме.

Лишь прикоснувшись к безбрежности и
пустоте Космоса, можно по настоящему
почувствовать хрупкость, красоту
и уют родной Земли.
/Ю.А. Носков/

Одним из явлений русской мысли и культуры, которое по праву можно считать визитной карточкой нашего народа на мировой арене смыслов и достижений, является русский космизм. И как философия, и как практика.

Согласно этого мировоззрения Земля и человек на ней существуют не сами по себе, изолированно от Вселенной. Имеется тесная связь с ближним и дальним космосом. Земля подвержена непознанным пока влияниям космических объектов и представляет собой этап развития материи, общий для всего мироздания.

Русский космизм представлен целой плеядой выдающихся личностей.

Всё началось с Михаила Васильевича Ломоносова. Он стал как бы посланцем легендарной Гипербореи с её сполохами северного сияния, путеводным Колом (Полярной звездой) и Лосем (Большой Медведицей), отсчитывающим время. Это он открыл бездну полную звезд русского мира, создав форму печатного слова, годного для большой литературы и высокой философии. Михаилу Васильевичу было присуще и одно из важнейших свойств русского космизма – здравомыслие и максимальная широта научных интересов.

Само появление понятия русского космизма связывают с именем Николая Фёдоровича Фёдорова. Его мечтой было объединение человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими. Именно Фёдоров впервые заявил о том, что перед людьми лежит путь к освоению всего космического пространства, неизбежность которого рассматривается в его “Философии общего дела” основательно, с самых различных сторон. Фёдоров обращает внимание, что только такая безбрежная область способна привлечь к себе всю духовную энергию, все силы человечества, которые растрачиваются на взаимные трения или расходуются по пустякам.

Эстафету у Фёдорова подхватили другие.

Аленксандр Леонидович Чижевский, которого называли русским Леонардо, подобно Копернику, разрушил геоцентризм в его последнем укрытии – науках о человеке и жизни. Оригинальный мыслитель, обьединивший историю с астрономией, основоположник космической биологии и медицины, аэроионологии, талантливый изобретатель – все это Чижевский. Он сформировал образ поверхности нашей планеты как крыницу, в которую, как в зеркало, упирается Солнце своим лучезарным оком. И любое изменение его настроения немедленно отражается в тонкой пленке биосферы Земли. Суть его взглядов спресована в образном названии его главного труда – “Земля в объятиях Солнца”.

Другим выдающимся представителем русского космизма по праву можно назвать Владимира Ивановича Вернадского. Основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, автор трудов по философии естествознания, науковедению, создатель учения о биосфере и её эволюции, о мощном воздействии на окружающую среду человека и преобразование современной биосферы в ноосферу (сферу разума). Если глобальный космический взгляд Чижевского исходит от Солнца, то Вернадский глобально смотрит от Земли, рассматривает живую мыслящую материю планеты как космическое явление. Острая тревога за окружающую человека среду, потребность в правильном экологическом сознании являются неотъемлемым следствием его работ.

Практическое воплощение идей русского космизма началось с работ Константина Эдуардовича Циолковского, учёного и изобретателя в области аэро- и ракетодинамики, основоположника современной космонавтики. Он впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональный путь развития космонавтики и ракетостроения, нашёл ряд важных инженерных решений конструкции ракет. Гений Циолковского не ограничился вопросами практической инженерной мысли, своей работой “Монизм Вселенной” он заложил один из теоретических краеугольных камней в философию русского космизма.

Эстафету подхватил Сергей Павлович Королёв. Выдающийся организатор, крупный инженер и ученый, человек с широким горизонтом знаний, смелый, решительный, способный брать ответственность на себя, и вместе с тем трезво оценивающий трудности, умеющий выбрать главные направления и сочетать их с долговременной перспективой. Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли и Солнца, космические корабли. Впервые в истории 4 октября 1957 года материальное тело брошенное в небо гением русской инженерной мысли не упало обратно. Вершиной же научного, инженерого, организаторского творчества Генерального конструктора С.П. Королёва, навсегда вошедшей в историю человечества, стала практическая реализация давней мечты людей – полет человека в космос. Если Циолковский лишь обозначил Землю как колыбель человечества, то Королёв принял роды.

И первенцем стал русский парень с широкой открытой улыбкой – Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года своей фразой “Поехали!” он открыл новую Космическую эру человечества, первым увидел нашу родную планету со стороны. Гагарин не только с честью выдержал максимальные нагрузки периода подготовки, самого полёта, но и перегрузки последующей обрушившейся славы.

В середине двадцатого века эстафету русского космизма как филосовского направления подхватили фантасты. И здесь особо стоит отметить Ивана Антоновича Ефремова. Талантливый учёный-палеонтолог стал известен больше как писатель. Его приключенческие произведения отличаются широтой исторических познаний, наполнены глубокими филосовскими смыслами. А те из них, что посвящены космической тематике, стали размышлениями о человеческих отношениях и организации общества будущего.

Как только в конце двадцатого века пресс официальной идеологии ослаб, сразу же появились новые ростки космизма. Интерес представляет, например, небольшая книга Анатолия Васильевича Мартынова “Исповедимый путь”. Инженер по образованию, с максимально широкими научными познаниями, он активно занимался вопросами парапсихологии, биоэнергетики и осмысления места человека в мире. Его книга интересна для русского космизма не только поиском путей космического сознания для конкретного человека, но и тем, что он назвал стратегический путь расширения сознания, хотя сам и не смог преодолеть этот барьер, остановившись на широкоформатном интегральном монотеизме.

Список представителей рассматриваемого филосовского направления конечно же не ограничивается приведенными фамилиями, здесь отмечены лишь наиболее яркие звезды.

Русский космизм возник не на голом месте, многотысячелетняя языческая культура ему предшествовала. Естественный природный монизм, чувство необьятности мира, сопричастность жизни людей с общими законами мироздания и мное другое имеют свои корни в образах природной веры. Всё это еще требует своего осознания и осмысления. Хотя и в этой области есть уже свои первопроходцы. Наиболее известный из них Дёмин Валерий Никитич, докторская диссертация которого, кстати, была посвящена философии общего дела Николая Фёдорова. Им проделана огромная работа по собиранию и популяризации духовного и мировоззренческого наследия русского мира, поиску следов легендарной Гипербореи.

Русский космизм как филосовское, мировоззренческое, прикладное явление проявил себя на самом высоком уровне, но при этом пока так и не оформился в полноценное признанное филосовское направление. И этому есть причины. Имея мощнейшие составные части, блестящие практические результаты, космизм до сих пор не сформировал собственного системного начала, которое бы с одной стороны скрепляло в единое целое имеющиеся уже элементы, отличало бы его от других филосовских направлений и имело бы мощный потенциал для развития. Изложению такого базового системного принципа русского космизма и посвящена данная статья.

* * *

Основополагающим принципом (базовой системой координат) для русского космизма может стать МНОГОМЕРНОСТЬ. В такую основу легко вписываются все уже имеющиеся элементы, она имеет гигантский потенциал для развития и, самое главное, для такой методологии имеются уже сейчас практические задачи самого глобального уровня. Что же такое МНОГОМЕРНОСТЬ ?

МНОГОМЕРНОСТЬ – ЭТО СИСТЕМА КООРДИНАТ.

Количество орт – две и больше. При использовании многомерности, необходимо учитывать, что орты должны быть нормальны, а используемая система координат полной. Всё это в математике хорошо описано, так что на этом останавливаться здесь не будем.

Многомерность нельзя путать с многообразием, которое соответствует не системе координат, а обьектам. Многообразие как пропагандистский приём в соединении с монизмом скатывается к широко известному лозунгу “единства и многообразия”, что на уровне космических аналогий соответствует одному Солнцу, а на политическом ведет к так называемому космополитизму. Многомерность же – это когда созвездие, то есть несколько Солнц. Человек, оперирующий многомерностью на космическом уровне, должен ответить себе на вопрос – в какое созвездие входит наша звезда по имени Солнце и как это созвездие выглядит со стороны.

Многомерность нельзя путать и с плюрализмом, то есть множественностью начал. Плюрализм как понятие соответствует не системе координат, а множественности источников. Использование плюрализма в одномерной широкоформатной системе координат приводит к хорошо известному эзотеризму, активно используемому в технологии управляемого хаоса. При этом каждый источник или микрогруппа может использовать свою особую систему координат, как правило также одномерную. Всё это обычно на уровне идеологии преподносится под маркой личной свободы и на более общем уровне является разновидностью того же принципа “единства и многообразия”.

Отдельные элементы многомерности как системы координат известны. Во-первых, это математика, где данный вопрос рассмотрен строго логически. Какие-то зачатки использования многомерности можно найти в отдельных прикладных науках, но на общем мировоззренческом и, самое главное, организационном уровнях наука остается в рамках монотеизма, что на уровне космических аналогий проявляется в астрономической концепции первовзрыва и расширяющейся Вселенной. Примером многомерности мировоззрения в её простейшем (двумерном) виде служит диалектика с её единством и борьбой противоположностей. Более существенным примером из социальной области могут служить политеистические (языческие) верования с их множественностью богов.

Мышление в многомерной системе координат дело не простое и требует немалых усилий. В рамках образных сравнений космического уровня это можно продемонстрировать так. Чтобы глобально рассматривать Землю как единое целое, например, в рамках взглядов Вернадского, необходимо развить первую космическую скорость и стать спутником Земли. Масштаб взглядов Чижевского существенно шире, это уже развитие второй космической скорости, которая позволяет стать спутником Солнца. Использование многомерности как способа мышления соответствует развитию третьей космической скорости, позволяющей преодолеть притяжение Земли и Солнца и выйти в открытый Космос.

Само по себе обладание большим обьемом знаний и информации даже из различных областей не ведет к многомерности. Очень точно суть рассматриваемого вопроса отражает одно из высказываний Монтеня: “Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный”. К данному вопросу имеют отношение такие известные сейчас понятия как расширение сознания или просветление в буддизме. Но не только выход на уровень многомерности требует серьезных усилий и интеллектуальной работы, но и поддержание его. Это как в спорте, если не тренироваться и не участвовать в соревнованиях, то форму можно быстро потерять.

Может возникнуть вопрос – а скольки мерная эта многомерность? Это зависит от конкретного человека, группы лиц или даже социальной общности. Для кого-то и два много, а для кого-то и двенадцать мало. Здесь стоит лишь обратить внимание на некоторое число 7 +/- 2, подмеченное психологами. Большинство людей могут одновременно удерживать внимание на таком количестве элементов, например, предложениях, состоящих из такого количества слов. Это количество мерностей и можно считать некоторым оптимальным. Конечно, наиболее продвинутые люди могут оперировать большим количеством мерностей, но нужно еще и чтобы их поняли другие, хотя бы какой-то круг людей. Какое количество мер будет в той или иной многомерности зависит от области приложения или культуры, если речь идет о социальной системе.

Практическое применение методологии многомерности можно разделить на две группы. Во-первых, это общее представление о мире и человеке в нём. Вторая группа касается частных применений в различных областях знаний.

Применение многомерности на общемировоззренческом уровне в совокупности с монизмом приводит в выводу – вселенная возникла не от первовзрыва с дальнейшим расширением, а имеет гораздо более сложную структуру и динамику, этапы постижения которой ещё впереди. Этот весьма общий вывод имеет самое непосредственное отношение к организации мировой науки на верхнем уровне и, соответственно, особенностях представлений о мироздании в целом.

Применение многомерности в геополитике служит теоретической основой для многополярности. Эта концепция сформулированная автором в трактате “Введение в эру Водолея” стала уже широко известна в мире и находит всё больше поклонников. Соединение же её с идеей Николая Фёдорова о переориентации промышленного и научного потенциала ВПК на исследование и освоение космоса, в том числе и дальнего, способно кардинальным образом снизить военную опасность в мире. Для того, чтобы это произошло на практике, сначала это должно произойти в головах людей, в первую очередь принимающих глобальные решения. И многомерность здесь может сослужить очень хорошую службу. А какая она будет на практике определится в режиме коллективного творчества полюсов, отказавшихся от монотеизма.

Чрезвычайно интересны результаты использования многомерности на социальном уровне и уровне межличностных отношений. Отсутствие в многомерности понятия “выше/ниже”, замена его на “ближе/дальше”, способно существенно сглаживать конфликтные потенциалы. Это может стать хорошей основой для гражданского общества на основе подходов, кардинально отличающихся от технологий управляемого хаоса. Сам многомерный подход “ближе/дальше”, как методология, более точно определяет то, что сейчас описывается понятием эгрегоров.

В качестве частного (прикладного) приложения многомерности можно привести пример назревшего уже в области компьютерной техники перехода к нефоннеймановскому компьютеру, одним из отличий которого может стать реальная многозадачность на уровне принципа действия. А в создании компьютеров на базе искусственного интеллекта без многомерности уж точно не обойтись. Широкие возможности применения многомерности имеются и в области компьютерных сетей и сложных систем управления, особенно требующих повышенной надёжности.

Русский космизм, расширенный и объединенный многомерностью, превращается в структурированный широкоформатный здравосмыслизм.

И ему становятся по силам самые сложные задачи и вызовы времени. Даже такие фантастические – как воскресение людей, о котором говорил Фёдоров. Освоение солнечной системы человек ещё может осуществить в рамках существующего сейчас технологического уклада при его развитии, скорости и расстояния укладываются в человеческий масштаб, как по времени жизни, так способности перенести тяготы полётов. Выход же в большой космос потребует кардинально других подходов. Они могут оказаться, например, такими как обозначены в строках Велемира Хлебникова:

Когда бы мыслью стала эта плоть,
О, как легко, наперекор судьбе,
Я мог бы расстоянье побороть
И в тот же миг перенестись к тебе!

Библиотечно-аналитический портал “АНАЛИТИЯ”

Написать ответ