В.Г. Соколов. Новая методология исследования исторического процесса в контексте космического мышления

В.Г. Соколов,
кандидат философских наук

Новая методология исследования исторического процесса
в контексте космического мышления

Если мы говорим о космическом мышлении, как насущной реальности, если пытаемся глубже постигнуть его основополагающие идеи, то возникает такой вопрос: изменяется ли методология изучения явлений в той или иной области научного знания? Вне всякого сомнения – изменяется. Дело в том, что согласно космическому мышлению, к любому изучаемому явлению должен быть применён целостный подход, который подразумевает не только исследование физической, или земной, стороны какого-либо явления или процесса, но и сторону более тонкую, невидимую, однако всегда присутствующую в качестве причины или основы. Именно такой, целостный, подход приведёт к наиболее полному осмыслению изучаемого предмета.

Что подразумевается под «целостным подходом»? Земля – это космический объект. Она погружена в космическую Беспредельность со всеми её законами и эволюционными механизмами. При этом сам Космос в новом мышлении рассматривается далеко не только в чисто физическом смысле, то есть лишь как физическая Вселенная, но гораздо шире, а именно – во всём многообразии состояний материи и энергии. Более того, Мироздание выступает как система одухотворённая, иерархическая, все структуры которой пронизаны энергообменными процессами. Сама же планета Земля, вместе с человеком и протекающим на ней историческим процессом, погружена в эту грандиозную систему Мироздания, а, следовательно, она не может быть отделена от всех эволюционных закономерностей этой системы. Планета, человек и исторический процесс находятся внутри этой системы. А значит понять в полной мере, например, чтó есть исторический процесс, можно лишь поместив его в эту сложную реальность Космоса. Это и будет целостный подход.

Иной взгляд, не учитывающий космическую составляющую и обращённый лишь к физическому аспекту будет иметь дело лишь с внешними явлениями, с уже сложенными результатами и следствиями. Причина же при этом будет постоянно ускользать. А не поняв причину, мы не сможем осмыслить и само явление; даже сам его физический аспект до конца понят не будет.

Этот целостный подход в исследовании, а, значит, и новая методология ярко представлены в философии Живой Этики и её новой системе познания, принесённой миру выдающимся русским мыслителем и учёным Еленой Ивановной Рерих (1879 – 1955). Новая система познания Живой Этики представлена синтезом таких способов познания, как научный эмпирический и метанаучный (то есть метод познания через внутреннее, духовное, пространство человека). Именно синтетический характер этой системы познания даёт возможность подойти к постижению высших явлений Мироздания, выраженных в той тонкой и невидимой стороне явления в виде причины или основы, о которой выше уже было сказано.

И очень ценно, что в наши дни выходят в свет труды, продолжающие развитие того направления научно-философской мысли, начало которому было положено в первой половине ХХ века Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами. Речь идёт о работах крупного российского историка и философа Людмилы Васильевны Шапошниковой, которая, основываясь на методологии Живой Этики, внесла значительный вклад в развитие космического мышления, или космизма. Здесь важное значение имеет такое явление, как преемственность, которая при развитии любого дела не должна прерываться. В трудах Людмилы Васильевны такая преемственность существует, благодаря чему мы имеем возможность постигать идеи Живой Этики уже в их дальнейшем развитии в конкретных научных областях.

В данном случае, в этом докладе, речь пойдёт о том большом и качественно новом вкладе, который привнесён этим учёным в осмысление исторического процесса.

Исследования Людмилы Васильевны содержат в себе стройную систему знаний, из которой вытекает соответствующая методология. Эта методология находится в полном согласовании с методологией философской системы Живой Этики, а также она неотъемлема от сути самих законов Космоса, что, например, помогает правильно и наиболее полно исследовать то или иное явление и, что очень важно, понять его причину, о чём уже говорилось. «Понять причину» – это для современной науки крайне актуальная проблема, так как эта наука во многих своих областях знания, как правило, имеет дело со следствиями, что препятствует пониманию истинной природы явления. А эта истинная природа оказывается неразрывно связанной с Невидимым, о чем свидетельствует творческое наследие многих великих представителей космизма.

Возвращаясь к трудам Л.В. Шапошниковой, можно привести пример одного из раскрытых в них космических законов, направляющих исследователя к осмыслению многих сторон и самой сущности изучаемого явления. Смысл его состоит в следующем: любому явлению на Земле присущи две стороны – земная (плотноматериальная) и надземная (тонкоматериальная). Учёный подводит к пониманию, что, если при изучении какого-либо явления не принимать во внимание тонкоматериальное начало, тогда вся глубина реальности данного явления осмыслена не будет.

Основываясь на трудах Людмилы Васильевны, отметим, что исторические личности с высоким уровнем духовного развития, те, кого называют вестниками космической эволюции, каждый своей жизнью и выполнением стоявшей перед ними задачи свидетельствовали ещё об одном великом законе Космоса: Высшее в эволюционном процессе ведёт за собой нижестоящее. Этот закон позволяет осмыслить такое духовное и космическое явление, как метаистория.

В исследованиях Л.В. Шапошниковой содержится целая концепция метаистории. Отметим ряд важнейших характерных особенностей метаистории, которые раскрываются в её трудах.

1. (В отношении к земной истории). Метаистория – это духовная часть исторического процесса в целом и причинное явление земной истории.

2. (В отношении к космической эволюции). Метаистория – есть результат творчества космической эволюции [1, с. 200]; земное творчество этой эволюции постигается через метаисторию [1, с. 737]; соответственно метаисторический процесс действует в согласии с космической эволюцией.

3. (В отношении к высшему знанию). Метаистория несёт в себе знания, связанные с материей иных миров более высокого состояния [1, с. 200]; через метаисторический процесс космическая эволюция даёт знания людям [1, с. 737]; это высшее знание, которое наполняет данный процесс, может иметь, как отмечает Л.В. Шапошникова, различные формы: форму информации и форму действия (см.: [1, с. 450]).

4. (В отношении к высшим мирам и высшей материи). Метаистория – это не только духовные знания миров высокого состояния [1, с. 201], но и более высокое состояние материи иных миров [1, с. 204]; метаистория обладает космической сутью; она представляет высший мир [1, с. 201]; миры высшего состояния материи являются главным источником метаистории [1, с. 210].

5. (В отношении к человеку). Метаистория теснейшим образом связана с тонкой структурой человека: важнейшим пространством метаисторических, или духовных, знаний, которые шли на Землю, выступает внутренний мир человека; эти знания несли в себе высокодуховные личности – вестники космической эволюции [1, с. 200-201]; учитывая, что высшая материя сосредоточена и в глубинах человеческой природы, метаисторический процесс действует на Земле через человека (см.: [1, с. 205]); согласно данной концепции, сам человек призван играть важную роль в реализации метаисторических знаний, так как главное пространство этих духовных знаний сосредотачивается в его внутреннем мире (см.: [1, с. 200]).

Если проанализировать все эти вышеназванные особенности метаисторического процесса, а также другую важную информацию о нём, которая содержится в исследованиях Л.В. Шапошниковой, то относительно данного явления можно сделать такое обобщение.

С одной стороны, – и выше это уже отмечалось, – метаистория является духовной частью исторического процесса. С другой стороны, метаистория предстает как бытие высших миров. Явление метаистории, её материя, идёт к нам из эволюционно очень высоких пространств Мироздания. В определённой мере можно говорить о том, что метаисторический импульс идёт от той высочайшей эволюционной космической структуры, которая в Живой Этике названа Космическим Магнитом. Этот импульс проходит через грандиозную лестницу миров, существующую в Беспредельности, доходя до Земли. Таким образом, в процессе осмысления метаистории выстраивается определённая эволюционная вертикаль, идущая от земного исторического процесса через тонкую структуру человека, то есть его духовное внутреннее пространство, в эволюционно высочайшие области Космоса. В этой вертикали метаистории, при том, что существует эволюционный импульс сверху, складывается и своего рода ответное действие. В целом, получается, так сказать, двустороннее движение: и с высот космических на Землю, и от нашей планеты к мирам высшего состояния материи. Ток эволюции как бы замыкается, включая в своё пространство Землю и её человечество. Но при этом само человечество, в основной своей массе, постепенно должно стать на путь, ведущий к восприятию метаисторических, то есть духовных, знаний, тех знаний, которые несёт в себе метаистория. Такое восприятие и будет откликом человечества на Зов космической эволюции, отображая известный из книг Живой Этики принцип «Зова и отклика». Несомненно, этот отклик может стать возможным лишь при утверждении в человечестве нового, более развитого сознания. Сознание же человека, по сути, является синтетическим отражением развития единой системы дух-сердце. Таким образом, мы приходим к культуре как самоорганизующейся системе духа человека – главной основе его продвижения к космическим высотам. Многое зависит именно от состояния, или качества, внутреннего мира человека.

Через раскрытие смысла метаистории мы постигаем многие явления, которые обычно обходит своим вниманием официальная историческая наука, но которые крайне важны для понимания процессов, происходящих в пространстве земной истории. Примеров этих игнорируемых явлений множество, вот лишь некоторые из них.

Например, это проблема высшего, или духовного, знания. Наука, как правило, не даёт ответа на вопрос ни о его природе, ни о его источнике, ни о его эволюционном значении в общепланетном, а тем более космическом масштабе. Это очень важный вопрос, так как через него мы выходим на две другие, тесно связанные с данным вопросом, проблемы: с одной стороны, – на осмысление природы внутреннего мира человека-микрокосма, а с другой стороны, – на понимание сложной и многомерной реальности Макрокосма, неотъемлемого от глубинной природы человека.

Следующую проблему можно сформулировать так: какова причина того, что в пространстве земной истории, во всех регионах планеты постоянно появлялись высокодуховные личности, которые несли человечеству новые и необходимые для его дальнейшей эволюции знания? В рамках данного вопроса особенно надо учесть тот факт, что основы этих высших знаний были едины, несмотря на зачастую значительную удалённость их носителей друг от друга во времени и пространстве.

В трудах Л.В. Шапошниковой можно найти разъяснения по этим и другим подобным проблемам, и в этом их несомненная ценность.

На примере жизней великих подвижников разных времён, судьбы и миссии которых раскрываются в целом цикле трудов Людмилы Васильевны, мы являемся свидетелями такого важнейшего аспекта космической эволюции человечества, как изменение сознания человека, расширение его до того уровня, который мы называем космическим сознанием. Интересным моментом этого сложного процесса является то, что новое космическое сознание, или мышление, не возникает в исторически короткое время. Идёт длительная подготовка к такой перемене: и в Древнем мире, и в Средние века различных культурных регионов планеты, и в эпоху Нового времени. И, конечно, надо сказать собственно о самом поворотном времени конца XIX – начала ХХ века, когда началось формирование нового космического мышления в результате духовной революции, произошедшей в России. Исследования Людмилы Васильевны свидетельствуют о том, что без изменения сознания никакого дальнейшего эволюционного продвижения человечества на Земле быть не может. Не случайно расширение сознания человека – это одно из важных методологических положений Живой Этики.

Также в своих работах Л.В. Шапошникова развивает, например, методологическое положение Живой Этики, несущее информацию о том, что сам человек играет очень важную роль в сложном процессе космической эволюции. Поэтому, надо несколько слов сказать о том вкладе, который вносят её труды в прояснение истинной роли выдающейся личности в историческом процессе.

В целом, у этого вопроса, в пространстве официальной науки, непростая история, а, соответственно, мы до сих пор имеем и непростую ситуацию. Дело в том, что в ХХ веке, в частности, в науке советского периода, было принято считать, что только народные массы создают поток истории, а выдающиеся люди лишь отражают общественные нужды времени, нужды масс, и они только служат этим нуждам. И как бы, спустя уже десятилетия, историческая наука не пыталась поставить акцент на роли подвижников в историческом процессе, всё равно подход был старый. Ввиду этого, глубинное значение и роль выдающихся личностей в пространстве официальной науки и по сей день остаётся в полной мере не осмысленной. А это – проблема мировоззренческая.

Великие исторические личности, которые осуществляли эволюционные деяния, являлись одним из главных свидетельств многогранного творчества космической эволюции на нашей планете. Они, будучи вестниками Космоса, расширяли сознание человечества, несли новые знания. Это были духовные, или метаисторические, знания, принесение которых, вместе с другими эволюционными деяниями, и формировало саму метаисторию, названную Людмилой Васильевной «космическим сердцем» земного исторического процесса.

Можно утверждать, что труды Л.В. Шапошниковой несут в себе оригинальную концепцию исторического процесса, в них содержится новая методология изучения данного процесса как целостного явления, имеющего две стороны: метаисторию и земную историю. Эта методология позволит в полной мере осуществить исследование того или иного явления в земном историческом процессе, понять его причины, так как в такое исследование будут включены не только события земной истории, но и высшая реальность, куда, как отмечает учёный, уходят корни метаисторического процесса. И, конечно, одним из важных моментов, который требует глубокого осмысления и который раскрыт в трудах Людмилы Васильевны, выступает явление вестников космической эволюции, помогающее нам осмыслить саму реальность этой эволюции и важнейшие составляющие её великого творчества на нашей планете. В явлении вестничества очень ярко выражена космическая сущность человека, его неотъемлемая связь с эволюционными процессами Мироздания, и данное явление, вне всякого сомнения, должно вместе с основами космического мышления широко войти в пространство современной истории и философии.

Литература :

1. Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2011. – 956 с.

2. Живая Этика. Мир Огненный, ч. 1.

3. Шапошникова Л.В. Вестники Космической эволюции. В 2-х т. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2012. Т. 1. – 444 с. Т. 2. – 444 с.

Источник

Написать ответ