25 января 2013 года в библиотеке Истории и Культуры Санкт-Петербурга (ул. Марата, 72) состоялась пятая лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве», посвященная Николаю Константиновичу Рериху. Лекцию и презентацию провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова.
Н.К.Рерих — ярчайший представитель целой плеяды русских мыслителей Серебряного века, которых называют космистами, личность исключительная в культурной и общественной жизни конца XIX – первой половины ХХ столетия. Он прожил в России более 40 лет, всегда был истинным патриотом нашей Родины, беззаветно верил в ее высокое предназначение и нравственную силу русского народа. Оказавшись за рубежом, Н.К.Рерих продолжал служить русской культуре, и все свое богатейшее наследие завещал России. Но в то же время Н.К.Рерих принадлежал и всему миру.
Мировоззренческой основой творческого наследия Н.К.Рериха выступает философия космической реальности — Живая Этика. Ее космическое мироощущение пронизывает все грани творчества Николая Константиновича, включая художественное, научное, философское, литературное, всю его общественную и культурно-просветительскую деятельность.
Н.К.Рерих с юных лет обладал многими выдающимися качествами, характеризующими его как представителя нового, космического сознания: синтетическое мышление, богатое художественное воображение, чуткость восприятия, готовность принять все самое новое и самое необычное в проявлениях жизни, требовательное отношение к себе, несломимое устремление к глубокому и всестороннему познанию Мироздания и его законов, высокая ответственность перед всем человечеством и поиск путей его эволюции.
Важнейшим и редчайшим качеством Н.К.Рериха является его дар синтетического познания и видения реальности. Этому строю мысли присущи необъятность, неограниченность ничем, выход в космическое пространство одухотворенного космоса. Это мышление человека-творца, в котором преобладает нравственное и героическое начало, через которое обретается целостное, гармоничное видение мира, способность постигать суть явлений. Действия человека с таким мышлением осознанно эволюционны и ориентированы на будущее.
Синтетический, комплексный подход, представляющий собой объединение науки, искусства, религии, философии, поиск единого начала, организующего все устремления личности, проявляется во всех сферах деятельности Н.К.Рериха. Наблюдается не просто осмысление им этого методологического подхода, но сознательное и настойчивое воплощение его в собственной деятельности как руководящего принципа жизни.
Космизм миропонимания Рериха, его способность к обобщениям в поистине вселенских масштабах нагляднее всего проявились в его культурно-исторической концепции. Она формировалась с раннего периода творчества Н.К.Рериха и получила свое полное развитие в ходе Центрально-Азиатской экспедиции, в ней нашли научное подтверждение многие идеи Николая Константиновича, связанные с явлениями истории и культуры.
Рерих хорошо понимал, что исторические циклы подъемов и спадов, расцвета и упадка связаны с космическими взаимодействиями. Человечество, отмечал он в одной из своих работ, движется вспышками космической энергии. Процессы, идущие в Космосе, подталкивают человечество к изменению образа мышления и переходу на новый виток в своем развитии.
Позиция Рериха-культуролога, как и Рериха-историка, базировалась на философии Живой Этики, он поднял явление культуры на качественно новый уровень осмысления, рассматривая ее как космическое явление. Только Культура и неразрывно связанная с ней Красота, считал мыслитель, создают ту высокую духовную энергетику, которая и способствует космической эволюции человечества, является ее движущей силой.
Особую роль для человечества и планеты Земля были призваны сыграть такие важнейшие исторические деяния Н.К.Рериха, как Центрально-Азиатская экспедиция, создание Института Гималайских Исследований «Урусвати» и Пакт Рериха. Все эти действия носили космический характер и играли важнейшую роль в эволюции нашей планеты.
Ученик Н.К.Рериха, латышский поэт и философ Р.Рудзитис, так писал о высоких качествах духа своего Учителя: «Так в сотрудничестве и жажде совершенствования в человеке развиваются те качества, которые можно истинно назвать космическими, ибо они приближают к целям космической эволюции, а именно: дружелюбие, любовь, преданность, терпимость, великодушие, жертвенность, чуткость и т.д. Все эти качества обретают космическую красоту, когда начинают звучать струнами внутренней культуры и героизма, когда эти нравственно возвышенные, высококультурные свойства объединяются в благозвучии характера, духовном синтезе, этике личности — в человеке возвышенного духа, который подобно маяку излучает спасительные огни на дальние расстояния, среди сумрака несовершенного человеческого сознания».
Написать ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.