Юрий Носков. РУССКИЙ КОСМИЗМ.

Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ВВЕДЕНИЕ

Русь, Русь, что пророчит сей необъятный
простор? Наш простор служит переходом к
простору небесного пространства, этого
нового поприща для великого подвига.
/Н.Ф. Фёдоров/

Настоящий трактат посвящён русскому космизму как самостоятельному целостному философскому направлению.

В русском народном миропонимании издревле существовали свои сокровенные слова для обозначения всего круга небесных и земных явлений, которые впоследствии были объединены под заимствованным из греческого языка понятием «космос». Нашими родными синонимами всеобъемлющей категории «космоса» выступают несколько взаимодополняющих понятий — «лад», «мир» и «свет».

Именно «лад» и есть исконно русское понятие космоса, как единства порядка и любви. Но «лад» в понимании наших предков означал также и «красоту» (отсюда: «ладный» — «красивый», «милый», «любимый»). И в музыке «лад» нашёл своё отражение как мера гармонии. А когда нам что-то нравится и мы желаем выразить кому-то уважение, то хлопаем в ладошки. И здесь наш «лад» отметился.

Также объёмно и многогранно другое русское слово — «мир». Это и глобальная арена бытия — окружающий мир. Это и мир как человеческое сообщество (община). А также мир как антипод войны.

Не менее интересно применительно к обозначенной теме слово «свет». Означает оно не только понятие, противоположное тьме, но также и общество, и что-то хорошее, доброе. Применяется и в значении всего обозримого пространства — весь белый свет. Стоит также отметить, что слово «русский» этимологически означает «светлый», так что название трактата вполне отражает характерную его направленность как светлого, жизнеутверждающего космизма-лада.

Используя понятие «русский космизм», необходимо определиться и с тем, что есть и ещё какие-то другие космизмы. В мире имеется ряд глобальных регионов, которые не только имеют свои характерные климатические и ландшафтные особенности, но и породили согласованные с ними культуры, способы хозяйствования и общежития людей. Такие территориально-культурные ареалы называются цивилизациями. Они, с одной стороны, являются как бы проекциями единого космоса на землю, а, с другой стороны, в них сформировалось собственное видение и понимание самого космоса. Россия также входит в один из таких ареалов, занимая большую его часть. Поэтому русский космизм, в отличие от противоположного ему по подходам безродного (культурно обезличенного, искусственного) космополитизма, это максимально широкий взгляд на мир, но взгляд этот через призму вековых традиций и особенностей мировосприятия русского народа. При этом нужно конечно понимать, что подходы, методы и результаты, изложенные здесь, могут быть применимы и к другим культурно-мировоззренческим пространствам с учётом их особенностей и традиций, то есть для них также может существовать свой светлый космизм со своими основоположниками, достижениями и перспективами, но в их системе координат смыслов и понятий.

Русский космизм как философское, мировоззренческое, прикладное явление с момента своего возникновения в оформленном виде стал одним из знаковых явлений русской мысли и культуры, которое по праву можно считать визитной карточкой нашего народа на мировой арене смыслов и достижений. Однако, проявив себя на самом высоком метафизическом уровне, он так и не оформился пока в полноценное признанное философское направление. И этому есть причины. Во-первых, имея мощнейшие составные части, блестящие практические результаты, космизм до сих пор не сформировал собственного системного начала, которое бы с одной стороны скрепляло в единое целое имеющиеся уже элементы, отличало его от других филосовских направлений и имело мощный потенциал для развития. Во-вторых, в нём отсутствует на сегодня необходимые для полноценного мировоззрения составные части, отвечающие на важнейшие вопросы — где те основы, то ядро, тот зародыш вокруг которого выстраивается общая картина бытия, что есть сам человек, что есть человеческое общество и каково его желаемое устройство, необходимы и маршрутные ориентиры для организации практической экономической деятельности людей. На все эти вопросы и попытаемся ответить здесь в рамках родной системы координат, опираясь на опыт предшественников.

Настоящая книга содержит пять разделов с единой концептуальной основой — отдельные люди (соционика), объединенные социальными отношениями (ладомир), живут и работают (экономика) на родной земле (почвеничество) под безбрежным небом (космизм).

В разделе, посвященном космизму как мировоззрению, рассматривается история его возникновения, вклад отдельных представителей. Формулируется принцип многомерности как стратегический путь дальнейшего совершенствования методологии космизма. Развитие логики, диалектики и материализма есть та цель, что здесь преследуется.

Во второй главе рассматривается ещё одно направление русской мысли и культуры — русское почвеничество, соединяющее патриотизм с любовью к родной природе, с бережным отношением к народной традиции и непростой истории народа.

Третья глава посвящена вопросам применения русского космизма в социальной области. Формулируется общее представление об устойчивой социальной системе в виде динамической галактики в противовес широко используемой системе пирамиды, как технологии статично-подавляющего типа, излагаются практические методы социального макроуправления человеческими методами.

В четвертом разделе рассматривается соционика космизма, вводится понятие объёмной психологии, многополюсной бинарной системы психологических координат, на основе которой излагаются практические бинаринки. Здесь же будут отражены некоторые философские аспекты искусственного интеллекта.

Пятая глава посвящена политэкономии русского космизма, основой которой являются идеи экологического баланса деятельности человека, а также принципы разумного баланса необходимости и достаточности экономической деятельности. Здесь вводится сбалансированная система однозначных экономических понятий. А общая теория денег может стать методологической основой, которая позволит сделать экономику точной наукой.

Настоящая редакция книги это всего лишь текущая рабочая её версия. В дальнейшем продолжится работа как по обобщению результатов деятельности русских мыслителей и формулированию возможных путей развития отдельных направлений, определенных главами книги, так и изложение собственных авторских наработок.

ГЛАВА 1. КОСМИЗМ

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

То, что казалось несбыточным
на протяжении веков, что ещё вчера
было лишь дерзновенной мечтой,
сегодня становится реальной задачей,
а завтра — свершением.
Нет преград человеческой мысли!
/С.П. Королёв/

Русский космизм возник как мировоззрение, методология и практика в первую очередь в области научного осмысления и преобразования окружающего человека мира с максимально широким его охватом как в пространстве, так и во времени.

Поэтому в главе с названием «Космизм» сосредоточимся на базовых концептуальных принципах и общей методологии русского космизма, обеспечивая преемственность сформулированных основоположниками подходов. Они заложили стратегические мировоззренческие основы, согласно которым Земля и человек на ней существуют не сами по себе, изолированно от Вселенной, имеется тесная связь с ближним и дальним космосом. Земля подвержена непознанным пока влияниям космических объектов и представляет собой этап развития материи, общий для всего мироздания. И даже больше того — «через нас, через разумные существа, природа достигает самосознания и самоуправления…». Так один из основоположников русского космизма Н.Ф. Фёдоров определил место самого человека в нашем мире.

Обобщая и систематизируя мысли и дела представителей данного направления общественной мысли, можно сформулировать ряд базовых принципов, отличающих в целом русский космизм как мировоззрение и метод. Во-первых, это монизм, то есть весь окружающий человека мир и он сам, как его часть, и все явления в нём это суть единое мировоззренческое пространство. Во-вторых, стремление рассматривать окружающий мир и человека в нём как некоторую стройную систему, имеющую смысл и значение. В-третьих, в отличие от большинства философских построений, где поиск истины уподобляется подъёму на некоторую вершину с разными путями, ведущими к ней, в космизме восхождение можно отождествить с ростом мировоззренческого поля, опирающегося на структурированный кластер. Это имеет отношение как для отдельного человека, так и определенной научной группы или даже всего общества. Здесь не имеет смысла кто выше, а кто ниже. Если есть талант и энергия, расти в объёме, вбирая в своё поле пространство смыслов и собирая в единое целое созданное предшественниками. В-четвёртых, можно отметить, что космизм как философский метод требует от последователей широкого кругозора. Это русское слово очень точно передает смысл принципа целостности и сбалансированности восприятия явлений, в отличие от подхода фрагментации и специализации на узких направлениях. И, в-пятых, восприятие себя как неотъемлемой части единого мира, приводит к пониманию ответственности человека, его вовлечённости в общемировые процессы как природные, так и социальные. Окружающий мир это часть и продолжение самого человека.

Очень точно и образно общие подходы русских космистов выразил Э.М. Скобелев: «Чтобы жить полноценно, даже нищий русский человек хочет обозревать всю планету и всю историю. Он скорее недоест и недопьет, недоспит и переработает, чем станет печься о своей шкуре как единственной ценности мироздания!» Это высказывание отражает и преемственность в космизме гиперборейской традиции, уходящей в глубь веков.

Здесь также необходимо обратить внимание на одну весьма важную сторону мировоззренческой концепции космизма. Современная наука и вообще информационное пространство планеты стало единым целом. Новости, технологические находки и научные открытия практически мгновенно распространяются и становятся доступными широкому кругу пользователей. Но при этом необходимо помнить, что одни и те же факты и открытия в различных мировоззренческих и культурных системах координат имеют различную интерпретацию и оценку, как и различны словесные и символические отображения их в разных языках. И чем более близко то или иное явление или открытие к духовной составляющей людей, тем больше эта разница. То есть мировая наука это суть единое целое сегодня, но целое это не как кусочки мозаики, а как элементы голографии, в которой каждый фрагмент несёт срез информации об общем изображении и только все вместе они делают это изображение максимально полным. В науке ведь есть не только открытия и теории, но и те, кто является хранителем и носителем всего накопленного человечеством знания.

АНАЛИТИЯ

Написать ответ