С.П. Позднева. В.И. Вернадский и П.А. Флоренский: две парадигмы русского космизма.

С.П. Позднева
(Саратов).

В.И. Вернадский и П.А. Флоренский: две парадигмы русского космизма

В русской философской мысли исторически сложились два основных направления русского космизма. С одной стороны, естественнонаучный, сциентистский космизм (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Я. Чижевский), с другой стороны – экзистенциально-эсхатологический (П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк).

Русский космизм возник в преддверии событий, связанных с революциями, войной, величайшими открытиями в науке и технике на рубеже XIX и XX столетий. Русский космизм – своеобразный феномен, реакция на холодный рассудочный западноевропейский рационализм, который утратил человеческое видение мира. Отсюда главная проблема русского космизма – связь двух миров – бездны космоса (бесконечного звездного мира над «нами») и внутреннего мира человека (нравственного закона внутри «нас»). Естественнонаучный космизм, по мнению В.И. Вернадского, преодолевает противоречия эпохи Просвещения, превращает человека в часть природы, включает в систему ее законов. Природе, космосу обязан человек своим разумом. Он изучает природу и место своего разума в ней. «С космическим пространством только имеет дело в своей научной работе натуралист, и избежать erо он не может, так как это – та реальность, которую он изучает», – подчеркивает В.И. Вернадский. В основе естественнонаучного космизма лежит идея о конструктивной связи космоса и человека как единственного носителя разума в универсуме, рационального по преимуществу. Разум выступает как космический феномен, влияющий на космос и жизнь. Разум становится онтологическим принципом космоса. Возникновение разума – ключевой рубеж развития планеты, качественно изменяющий характер земной эволюции. Энциклопедические познания В.И. Вернадского в области минералогии, химии, биологии, геологии позволили ему сделать вывод о превращении человека в геологическую (планетную) силу, человечество принимает на себя ответственность за последующую эволюцию биосферы, за превращение биосферы с сферу Разума, то есть в ноосферу. «В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера». «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой». «И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». Учение о ноосфере явилось завершением антропологической тенденции в философии Вернадского.

Ноосфера – плод человечества как единого целого, результат «вселенскости». Человек становится геологической (планетной) силой, и решающая роль в этом процессе принадлежит точной научной мысли, которая изменяет всю духовную среду человечества.

Иначе обозначает акценты в решении проблемы космоса и человека экзистенциально-эсхатологический космизм. Состояние мира и обвал человеческих судеб воспринимаются философами этого направления как апокалипсис космических масштабов. Мы являемся свидетелями исчерпания потенциала исторического времени, необходимости возвращения человеческой истории в лоно Вечности. Человечество зашло в тупик но причине изолированности от космической науки и мирового целого. П.А. Флоренский в письме к В.И. Вернадскому от 22 сентября 1929 г. высказывает мысль «о существовании в биосфере, или, может быть, на биосфере того, что можно было бы назвать пневматосферой, т.е. о существовании особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры, или, точнее, круговорот духа». В отличие от естественнонаучного космизма, который возлагает на человеческий разум надежду на спасение от глобальной катастрофы, они подчеркивают предельную ограниченность человеческого разума. По их мнению, рационализм игнорирует рационально-интуитивное и эмоционально-чувственное начало в человеке. Только человек как «живая свободная сущность» может быть подлинной субстанцией бытия. Только божественная личность является космическим существом. Именно личности уготовано совершить прорыв духа в вещественную оболочку мира и обратно. Энциклопедические исследования Флоренского в области истории культуры послужили постижению внутреннего мира человека, его божественной коммуникационной сущности и через нее и сокровенной тайны Вселенной.

Итак, при всем различии в оценках двух парадигм философского космизма, они, несомненно, едины в одном – в этике космической справедливости и целесообразности, что чрезвычайно созвучно современности, духовному возрождению русской культуры.

Опубликовано в сборнике:
Бог – Человек – Вселенная: Соборные возможности человечества перед лицом глобальной катастрофы. Тезисы докладов международной конференции. «Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика». – М.: Ноосферная Синархия, 1995. – С. 31-32.

Написать ответ