И.В. Салмина. История формирования идей философии космизма в русской культуре.

Салмина Ирина Юрьевна. История формирования идей философии космизма в русской культуре : Дис. … канд. филос. наук : 09.00.03 Мурманск, 2005 150 с. РГБ ОД, 61:05-9/725

Главная / Философские науки / История философии

Салмина Ирина Юрьевна. История формирования идей философии космизма в русской культуре : Дис. … канд. филос. наук : 09.00.03 Мурманск, 2005 150 с. РГБ ОД, 61:05-9/725

Доставим работу в течение 10 минут, круглосуточно и без выходных
Стоимость доставки, без учета скидки — 15 у.е.

Содержание к работе:

Введение 3

Глава I. Теоретические и исторические источники возникновения русского космизма 10

1.1 Истоки и основные идеи русского космизма 10

1.2 Предпосылки формирования идей космизма в русской культуре 23

Глава II. Формирование основных направлений философии русского космизма конца XIX — начала XX века 33

2.1 Основные идеи философско-религиозного направления русского космизма 33

2.2 Философские идеи естественнонаучного направления русского космизма 64

2.3 Литературно-художественное течение русского космизма 80

Глава III. Развитие идей философии русского космизма в искусстве 91

3.1 Космизм русской живописи 91

3.2 Идеи философии космизма в истории русской музыки 124

3.3 Роль космизма в храмовой архитектуре России 131

Заключение 135

Библиографический список использованной литературы 137

Актуальность темы исследования. Масштабные перемены в современном общественном миропорядке, называемые глобализацией. Приводят к новому осознанию таких понятий как единство, всеединство, всеобщее, глобальное. В связи с этим они наполняются особой актуальностью, приобретают новые черты. Постижение динамики происходящих общепланетарных процессов заставляет человечество вернуться к уяснению эвристической ценности основных идей философии космизма, проследить исторические тенденции развития общепланетного сознания, единства человека и всей природы в целом (космоса), сути интеграционных процессов на планете, их объективных основ. Однако понять, кто на самом деле сегодня играет роль интеграторов глобализирующегося мира — для современных ученых -гуманитариев не простая задача, решение её требует философского подхода.

Человек всегда стремился, как можно точнее определить свое место во Вселенной, познать всю систему отношений культуры и природы, социума и космоса. Тем более важным представляется сегодня выстраивание логики исторических форм этих отношений, поиск истоков их в далеком и недалеком прошлом. История русского космизма, включающая в себя элементы науки, философии, религии, искусства дает некоторую возможность найти ответы на такие вызовы современности, как проблемы всеобщей интеграции, поиска нравственных ориентиров, осознание путей достижения единства человеческого сообщества, выхода из общемирового экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры.

Раскрытие тенденций эволюции человеческого сообщества, обоснование новых парадигм его развития, возникновение таких наук как планетология, геронтология, бионика, креоника делает актуальным осознание трудов философов космистов естественно-научного направления К.Э. Циолковского, А.С. Чижевского, В.И. Вернадского, проблемы соотношения массового и элитарного в культуре, в частности в искусстве, возвращает к необходимости изучения роли философских идей космизма в творчестве художников, музыкантов, поэтов и архитекторов.

Идеи русских космистов обретают остросовременное звучание еще и постольку, поскольку их идеал связи человека с природой, взаимодействия человека и Космоса перекликается с идеями коэволюции, а выдвигаемое ими условие реализации этого идеала — единение человечества в планетарную общность, созвучно глобалистским концепциям. Предлагаемые русскими космистами концепции как религиозные, так и философско-религиозного толка, указывали на то, что действительно является сущностью общечеловеческих универсалий и является движущей силой развития человечества в целом.

Таким образом, реконструкция логики развития идей философии русского космизма позволяет по-новому посмотреть и на наследие русского космизма, и на тенденции развития мира.

Степень научной разработанности проблемы. Русский космизм, как духовно богатое течение отечественной мысли исследуется отечественными и зарубежными учеными с различных сторон и в контексте разнообразной тематики. Ими рассматриваются разнообразные стороны космизма, творческое наследие отдельных его представителей, возвращаются забытые и малоизвестные представления мыслителей.

Творчеству философов-космистов посвящены многие работы, среди которых выделяются труды С.Г. Семеновой, Н.Н. Моисеева, А.Л. Чижевского, Ф.И. Гиренка,1 особое внимание обращают на себя исследования следующих авторов: Н.К. Гаврюшина, В.В. Казютинского, О.Д. Куракиной, Г.П. Ковалевой и других.1

Проблематика русского космизма состоит из широкого спектра вопросов.

Такие как древнейшие корни русского космизма; сравнение ориенталистских и европейских истоков космизма; анализ философского учения всеединства мира, в том числе B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского; онтологические основания и модели русского космизма; мировоззренческие аспекты космизма; анализ эзотерических трудов представителей философско-религиозного направления; проблематика разума; понятие ноосферы; роль человеческого фактора в ноосфере; проникновенность идей русского космизма в различные виды искусства; причины наполняемости идей русского космизма особым философско-духовным содержанием в разное время освещались в работах А.И. Алешина, В.В. Байдина, Н.А. Бердяева, Е.И. Бобринской, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, Н.К. Гаврюшина, В.Н. Демина, В.Н. Дуденкова, Б.В. Емельянова, О.Д. Куракина, Ю.В. Линника, А.Д. Московченко, К.Х. Хайруллин, Л.В. Шапошниковой и других.2

В многочисленных книгах и статьях, посвященных русскому космизму, исследуются различные аспекты космистской философии и методологии, позитивно оценен вклад отечественных ученых в общемировой теоретический опыт, показано значение фундаментальных выводов, сделанных русским космизмом, для дальнейшего развития естественных, технических и гуманитарных наук. Достаточно широко рассмотрены отдельные направления философии русского космизма.

При этом в наименьшей степени оказались разработаны вопросы, связанные с проблемами целостного охвата логики и истории развития идей философии русского космизма в культуре.

Объект и предмет диссертационного исследования. Под объектом исследования необходимо понимать философию русского космизма как уникальное явление национальной культуры.

Предметом исследования является процесс развития философии космизма в различных формах русской духовности.

Цель и задачи диссертационной работы. Целью диссертационного исследования является научный анализ процесса возникновения и формирования идей философии русского космизма в различных сферах русской культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

-изучить историю и развитие космических идей в русской философии;

-раскрыть философию русского космизма как фундаментальный феномен отечественной культуры в целом;

-рассмотреть философско-религиозное, естественно-научное и литературно-художественное направления философии русского космизма в единой системной философии;

-показать развитие идей философии космизма в художественных формах: живописи, музыке и храмовой архитектуре.

Источники и теоретико-методологическая основа исследования.

Теоретическими источниками в исследовании заданной темы являлись труды русских мыслителей-космистов Н.Ф. Федорова, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, ученых естествоиспытателей К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, художников В.В. Кандинского, К.С. Малевича, П.Н. Филонова.

Особым видом источников по изучаемой проблеме является художественная литература: сочинения В.Ф. Одоевского, Ф.М. Достоевского, • А.П. Платонова; космически направленная поэзия Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, символистов А.А. Блока, А. Белого, футуристов В.В. Хлебникова, В.В. Маяковского.

Следует отметить труды обобщающего характера по истории русской философии А.А. Галактионова, Б.В. Емельянова, А.Ф. Замалеева, А.И. Новикова; по истории русской культуры С.С. Дмитриева, Б.И. Кравнобаева, СТ. Махлиной, Г.Ю. Стернина; по истории русской литературы B.C. Горского, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова, Г.М. Прохорова; по истории русской живописи М.В. Алпатова, Н.И. Харджиева, Д.В. Сарабьянова, которые были также использованы в диссертации.

Многогранность выбранной темы, недостаточная ее разработка потребовали привлечения материалов и источников широкого спектра: естественно-научных, культурологических, историко-философских, искусствоведческих, литературно-художественных. Данная причина обусловила использование таких методов, как сравнительно-исторический и междисциплинарный синтез. А также при изучении проявления идей философии русского космизма в культуре в основу исследования положен системный подход к рассматриваемому предмету. Кроме того, применялись такие методы как исторический и аналитический.

Научная новизна исследования. Автором предпринята попытка целостной интерпретации идей космизма как со стороны его онтологического 1 развития (субстанциально-субъектой диалектики космоса) в философии, так и со стороны конкретных художественных форм воспроизводства в русской культуре.

На защиту выносятся следующие положения:

-Идеи философии русского космизма, имеющие конкретное содержание и сформулированные в философии конца XIX века, изначально имели место в качестве предпосылок развития в традициях русского народа.

-Социальный миропорядок является отражением космического порядка и представляет собой единство многообразия наднациональных, национальных, этнических, религиозных, социально-групповых и индивидуальных идентичностей.

-Логика развития философских идей космизма представляет собой систему, где «космос» есть единое целое, представляющее «субстанцию -субъект» во взаимодействии.

-Идеями космизма наполнена история русского искусства, представленного в формах поэзии и прозы, живописи, музыки и храмовой архитектуры.

-Философия космизма, выраженная в теоретическом и художественном наследии деятелей русской культуры конца XIX — начала XX веков имеет непосредственную взаимосвязь со всем богатством философского и естественно-научного знания.

-Многообразное проявление такого своеобразного мироотношения и миропонимания как русский космизм, его идей как питательной среды для развития философии, науки и искусства заставляют считать его одним из важных культурных факторов развития человечества.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретические выводы диссертации вносят определенный вклад в историко-философское изучение проблем философии космизма в русской культуре. Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования основных положений и оригинального материала диссертации как при чтении лекций по истории философии, философии науки, философии религии, культурологии, отечественной истории, так и в тематике семинарских занятий вышеуказанных отраслей знаний.

Апробация результатов исследовании. Основные положения исследования были представлены в курсе лекций по истории русской философии. Основные результаты диссертационного исследования отражены в опубликованных научных статьях, тезисах и докладах на международных, межвузовских и региональных научных конференциях в г. Мурманске и г. Волгограде.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Написать ответ