С.В. Останина. Философско-методологическое своеобразие идей русского космизма в науке.

Останина Светлана Валерьевна. Философско-методологическое своеобразие идей русского космизма в науке : Дис. … канд. филос. наук : 09.00.01 : Екатеринбург, 2004 160 c. РГБ ОД, 61:05-9/91

Феномен русского космизма в науке как объект философского исследования 9

§ 1. Основные смыслы и границы понятия русский космизм в науке 10

§ 2. Природа и космос в мировоззрении русского космизма: традиции и новации 23

§ 3. Научные идеи русского космизма в контексте критериев научности 48

Мировоззренческие и стилевые особенности русского космизма в науке 67

§ 1. Своеобразие научной картины мира русского космизма 67

§ 2. Стиль научного мышления отечественных космистов 84

Методологическое значение научных идей русского космизма 99

§ 1. Методологическая роль научных идей космизма в естественных и технических науках 100

§ 2. Методологическое влияние научных идей русского космизма в социально-гуманитарных науках 112

§ 3. Этико-правовой потенциал методологии научного космизма в решении глобальных проблем современности 128

Введение к работе:

Введение размещено для ознакомления и получено методом распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В доставляемых PDF файлах диссертаций ошибок нет.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Интерес к космической проблематике возрастает в связи с переломным моментом в практической жизнедеятельности человечества в условиях Земли. Обострение глобальных проблем современности, экологический и антропологический кризисы во многом объясняются до сих пор доминирующим антропоцентристским (геоцентристским) мировоззрением. Обращение к космическому мировоззрению является одним из путей преодоления данной ситуации. И здесь особое значение приобретают научные идеи русского космизма. Еще в начале XX столетия К. Циолковский был уверен в том, что новое тысячелетие будет ознаменовано наступлением «космической эры» — эры «космической» философии», «космической науки» и «космической техники». Он полагал, что выход в космос и его заселение помогут избежать в будущем катастроф, угрожающих нашей планете и человечеству.

Процессы космизации науки, техники и всех отраслей жизни — факт современной действительности. Но вместе с освоением космоса возникли и. нарастают проблемы космической экологии, а также непредсказуемости последствий научно-технического прогресса в планетарном масштабе Ряд, ученых-экологов выступает против индустриализации космоса, вызывающей антропогенное загрязнение ближнего космического пространства. Следы пребывания человека в космосе нередко представляет реальную опасность не только для космонавтов и космической техники, но и для человечества на Земле. В связи с этим, возникает необходимость философского осмысления процессов космизации.

Отечественные космисты одними из первых поставили вопрос о космизации этики, полагая, что все проблемы человеческого бытия нужно рассматривать, учитывая взаимовлияние космоса и человека. Космической философией К. Циолковского, идеей ноосферы В. Вернадского, признанием А. Чижевским, что человек и микроб — космические существа заложены основы философии космонавтики, связанной с научно-техническими, гуманитарными, экономическими и международно-политическими проблемами освоения космоса.

Ценность научных идей русских космистов состоит не только в изучении взаи.модействий человечества и космоса, но, главным образом, в формировании антропокосхмического мировоззрения, определяющего особое отношение к природе Земли и самого человека. Прагматическое отношение к природе оборачивается потерей равновесия между материальными и духовными ценностями. В современной философии происходит переосмысление концепции привилегированного положения человеческого разума и постулатов классической науки. Научные и философские идеи русских космистов предвосхитили эту тенденцию. Еще Н. Федоров, а вслед за ним и другие космисты задавались вопросом: ради каких целей истощаются многовековые запасы, земли. И приходили к выводу, что удовлетворение сиюминутных интересов .раньше или позже превратит землю в «кладбище» человечества. Увлеченный погоней за благами и комфортом цивилизации, человек перестает критически оценивать последствия собственных поступков, даже таких, которые обретают планетарные масштабы.

В настоящее время научные идеи космистов получают все большее-признание как в среде отечественных, так и зарубежных ученых. Об этом свидетельствует целый ряд фактов, в частности, создание международного совета по биосфере, а также то внимание, которое представители Международного экологического движения уделяют наследию В.» Вернадского. Научные идеи русского космизма способствуют разработке программы становления целостного» человечества, сознающего динамику и синхронность космических и земных процессов, необходимость освоения космоса и интеграции различных сфер научного знания. Влияние научных идей космизма обусловлено не только мировоззренческим, но и его методологическим потенциалом, особо значимым в условиях необходимости формирования нового типа экологического сознания и этики космической цивилизации.

СТЕПЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Многогранность и гетерогенность космизма как феномена общемировой культуры воплощается в многообразии подходов. Проблемное поле нашего исследования формируется в русле исследований научных работ отечественных ученых-космистов. Научный космизм включает идеи теории эволюции, космических эр и бессмертия человечества К. Циолковского; антропокосмизма Н. Холодного; концепцию автотрофности и ноосферы В. Вернадского; гелиобиологии и космической медицины А. Чижевского; в социально- гуманитарном аспекте теорию этногенеза Л. Гумилева. В последней трети XX века актуализируется интерес к космической проблематике и феномену русского космизма. Историко-философское осмысление космизма присутствует в работах Л. Даниленко, Б. Емельянова, В. Леднева. М. Хомякова. Осмысление научного космизма присутствует в работах И.А. Бондаренко, № Бряник, Ф. Гиренка, В. Кутырева, Н. Моисеева, В. Рубцова, Г. Саенко, А. Урсула. Системное изложение идей космизма представлено в работах С. Семеновой, О. Куракиной, В. Демина, В. Селезнева, Л. Лескова, В. Казютинского. В мировоззренческом ракурсе к феномену русского космизма обращаются Н. Гаврюшин, К Гулыга, Н. Васильева, А. Маслеев Л. Василенко. Космизм в аспекте экологической проблематики исследуют В. Ермолаева, В. Степин, И. Лисеев, Л. Фесенкова. Тем не менее, при всем многообразии подходов к изучению русского космизма, остается без ответа ряд вопросов. Почему научный космизм возникает в русле отечественного космизма? Чем обусловлено своеобразие методологии естественнонаучного космизма и реализации идей космизма в гуманитарных науках? Изучение философско-хметодологического своеобразия научных идей русского- космизма невозможно без обращения к таким понятиям, как «научная картина мира» и «стиль научного мышления». Типы научной картины мира исторически меняются. В отечественной литературе вопросам содержания и методологических функций картины мира посвящены работы В.Ф. Черноволенко, СТ. Мелюхина, Мостепаненко М.В., ГЯ. Мякишева, И. Я. Лойфмана, В. Степина и др. К изучению стиля науки, как определяющему компоненту научной картины мира, обращаются Л. Баткин, В. Рабинович, В.В. Лапицкий, Л.М. Андрюхина, П.П. Гайденко, Б.А. Парахонский, А.С. Кравец, Н.И. Мартишина, СБ. Крымский, И. Б. Новик и др.

Основная цель диссертационного исследования — раскрыть мировоззренческое своеобразие научных идей русского космизма и на этом основании показать его методологическое значение для современной науки. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1) определить границы понятия «русский космизм» в науке, проанализировав существующие оценочные позиции в отношении данного понятия; 2) выявить смысл понятия «русский космизм» в сравнительном анализе с космизмом античной, средневековой и новоевропейской культуры, обосновывая культурно-историческое своеобразие космических представлений отечественных мыслителей через соотношение понятий «природа» и «космос»; 3) доказать, что научные идеи русского космизма, отвечая классическим критериям научности, вместе с тем задают новые критерии, соответствующие образу неклассической (постнеклассической) науки; 4) показать специфику функционирования картины мира русского космизма через выделение ее общенаучного и частнонаучного уровней; 5) исследовать стиль научного мышления русских космистов, обосновывая его реалистичность, в противовес укоренившейся оценке данного стиля как утопического; 6) изучить методологическое влияние научных идей космизма в естественных, технических и социально-гуманитарных науках; 8) раскрыть научный и этико-правовой потенциал русского космизма в выработке нового типа экологического сознания, адекватного человечеству, вступающему в эпоху космической цивилизации.

ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретическим основанием изучения научных идей русского космизма является ряд принципов, позволяющих показать многоаспектность данного феномена: во-первых, принцип культурно-исторической обусловленности научных идей и концепций; во-вторых, принцип диалектической взаимосвязи традиций и новаций в развитии таких фундаментальных понятий научной картины мира как природа и космос; в-третьих, принцип взаимообусловленности мировоззренческой и методологической составляющих науки. Методологическую основу диссертационного исследования составляет системный подход в исследовании космизма, предполагающий использование не только философских положений, но и анализ теоретических положений естественных и социально-гуманитарных наук. При изучении текстов русских космистов были использованы методы герменевтического подхода, а также особенности методологии неклассической науки. Для раскрытия преемственности и новаций космического миросозерцания отечественных ученых использованы элементы феноменологической традиции: отечественный космизм представлен в контексте истории смыслов понятий «природа» и «космос».

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена наличием в его предметной сфере нерешенных проблем, определивших цель и задачи диссертации. Впервые в отечественной литературе по русскому космизму была предпринята попытка выявить философское своеобразие научного направления данного социокультурного феномена; впервые исследовано методологическое влияние научных идей русского космизма на основные подсистемы современной науки — естественные, технические и социально-гуманитарные.

Конкретно элементы научной новизны содержатся в следующих результатах исследования:

Смыслообразующим основанием научных воззрений русских ученых-космистов является принцип антропотеокосмизма;

Научная картина мира русских космистов включает общенаучный и частнонаучный уровни, которые неотделимы друг от друга. Общенаучный уровень функционирования формируется на стыке науки с философией, религией и художественно-эстетическим созерцанием мира;

Космические факторы являются решающими в конструировании научной реальности, создаваемой отечественными учеными; тем самым, преодолеваются сугубо земные рамки изучения объектов науки;

Научные концепции русских космистов соответствуют критериям классической науки и одновременно формируют методологию неклассической науки;

Научная деятельность отечественных космистов обусловлена особым стилем мышления, в котором рациональное познание сочетается с интуитивным предвосхищением, эксперимент с созерцанием, опора на факты с отдаленным (на столетия и тысячелетия) прогнозом, преодоление субъект-объектной разделенности познаваемого и познающего, преобладании нравственно-этической составляющей.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Материалы диссертации могут быть использованы для разработки теоретической базы современной научной картины мира, толерантной к природе и космосу и формирования углубленного экологического сознания; при чтении курсов по «Систематической философии», «Философии и методологии науки», «Истории науки», а также составить основу специализированного курса, посвященного проблемам отечественной философии и русскому космизму.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы и результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре онтологии и теории познания Уральского государственного университета им. А. М. Горького, а так же на кафедре философии Уральской государственной юридической академии. Отдельные концептуальные положения работы легли в основу докладов и сообщений автора на следующих конференциях: Втором Российском философском конгрессе «XXI век: Будущее России в философском измерении» (Екатеринбург, УрГУ, 7-11 июня 1999 г.), Российской молодежной научно-практической конференции «Молодая мысль на пороге нового века» (Екатеринбург, УрГУ, 27 — 28 апреля 2000 г.), на IV научно-практической конференции «Вопросы современной православной историко-богословской науки» (Екатеринбург, 12 ноября 2001 г.), Конференции молодых ученых «Толерантность в современной цивилизации» (Екатеринбург, 14-19 мая 2001 г.), на первом международном Конгрессе «Толерантность и ненасилие в современной цивилизации» (Екатеринбург, 15-17 августа 2002 г.).

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Структура работы обусловлена последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем текста диссертации составляет 160 страниц, список литературы включает 260 наименований.

Написать ответ