Борисова Е.М. Русский космизм в контексте постнеклассической рациональности.

Е.М. БОРИСОВА

Московский государственный университет

экономики, статистики и информатики

РУССКИЙ КОСМИЗМ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Русский космизм, возникший в середине XIX века, по существу впервые привлек внимание к тем проблемам, которые в XX веке получили название глобальных, обозначил новые ценностные ориентации – связи жизни и разума, единства космоса – общества – человека, его космической природы и практически – деятельного начала, приоритета духовно-нравственного и экологического императива. Понимание космической природы человека не ново, оно пронизывает всю мировую культуру с древнегреческой философии, но в ней практически еще не была выражена идея о превращении человека в активную космическую силу, которая в русском космизме стала доминирующей и которая так созвучна сегодняшнему дню развития мировой цивилизации.

Идея нерасторжимой связи между историей человечества, космическими процессами и природными явлениями, придание человеку космического измерения заложили основы новой системы ценностей экофилософии и культуры XX-XXI вв. Для культуры, основанной на создании общепланетарного информационного пространства, оказались востребованными идеи нравственной оценки и ответственности человека не только перед собой, но и перед тем будущим, частью которого он является.

Представление «космистов» о дальнейших перспективах цивилизации реализовались в концепции ноосферы, рассматриваемой современной наукой в качестве предпочтительной, но во многом еще не исследованной парадигмы будущего человечества. Понимание ноосферы как стадии эволюции биосферы, связанной с воздействием на природу разумной человеческой деятельности, дает основание рассматривать становление ноосферы как эволюционный процесс, который проходит различные этапы и имеет разную степень ноосферного преобразования. Ноосфера предполагает доминирование разума, но не разума отдельного человека, а всего человечества, что является одним из важных признаков достижения человечеством ноосферного состояния. Русский космизм по существу первый стал обосновывать эту идею, исходя из экологических и нравственных причин. По отношению к природе люди выступают как единое целое, независимо от социально-экономических и идеологических разногласий.

Ноосферные ценности должны стать нормативами, которые обеспечат эффективное управление цивилизационным процессом и превратят ноосферное развитие в объективно-закономерный процесс. Формирование ноосферы несёт функцию интеллектуализации, гуманизации и экологизации социального процесса, устранение из социосферы угрожающих обществу разрушительных явлений . В этом смысле можно говорить о совпадении ноосферного развития с процессом выживания цивилизации.

Ноосферный выбор цивилизационного развития окажется весьма трудным и вряд ли справедливо предположение, что наступление ноосферы неизбежно, неотвратимо. Этот выбор потребует не просто кардинального изменения общества при сохранении человека на уровне его современных качеств, но и появления нового человека, у которого приоритетное место займут духовные, социально-гуманистические качества.

В идеях о превращении человека в планетное явление, а человечества – в определяющий фактор развития биосферы можно обнаружить истоки новой парадигмы постнеклассической науки, которая начала работать с категориями, связанными с субъективностью. Если классическая наука осмысливала природу без человека и вне человека, а его деятельность – как деструктивный фактор, то в рамках постнеклассической науки человек рассматривается, как управляющий блок глобального процесса, что требует учитывать культурные, организационные и психологические условия сохранения социоприродной устойчивости.

Рассмотрение становящейся системы «человек – космос» как нового типа целостности с позиций синергетических принципов нелинейности, спонтанной организации, бифуркации, коэволюции меняет традиционные представления о причинно-следственных связях, что ведет к признанию различных аттракторов (каналов) эволюции глобальных космических событий, один из которых может привести к исчезновению человека как биологического вида. Стратегия жизни людей должна быть не просто согласована с эволюцией биосферы, а обеспечить ее развитие в нужном для человечества канале эволюции, то есть обеспечивающем ему жизнь.

Разработка стратегии устойчивого развития, координированной эволюции (коэволюции) человека и биосферы является первым шагом к эпохе ноосферы как грядущего этапа истории.

Утверждение регулируемой коэволюции в качестве одного из ноосферных принципов требует определённого нравственного императива, регламентирующего жизнь общества в новых условиях.

Борисова Е.М. Русский космизм в контексте постнеклассической рациональности // Научная сессия МИФИ-2007. Т.6 Проблемы университетского образования. Актульные проблемы гуманитарных наук, стр. 79-81

Написать ответ