Двуреченская Т.А. Философские основания русского космизма

Т.А. ДВУРЕЧЕНСКАЯ

Московский государственный инженерно-физический институт

(технический университет)

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

Исследование философских оснований русского космизма предполагает обращение к первичным основам бытия, или космоса, к уяснению места и роли человека в мире и способов познания себя и внешнего мира.

Русский космизм представляет собой явление неоднородное. В трактовке этого термина выделяются два направления: широкая трактовка рус-ского космизма как социокультурного феномена (Г.П. Аксенов, С.И. Семенов, А.В. Гулыга) и узкая трактовка русского космизма как естественнонаучной школы (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Ф. Федоров и др.). История этого вопроса восходит своими корнями к древности.

Для древнего грека понятие «космос» многозначно. Практически у всех античных философов термин «космос» означал систему, исполненную целесообразности. В эпоху Возрождения различали: великий космос, макрокосм – внешний мир и малый космос, микрокосм – человек, между которыми усматривали бесконечное число аналогий и соотношений.

Современное понимание космоса – это не только синоним вселенной, но и идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его развитие в ту сторону, в какую диктует ему его разум и его нравственность. Фактически  два значения «космоса»: древнегреческое и современное, – стали основой для разделения взглядов в понимании «русского космизма».

Под космизмом обычно понимается представление о живом взаимосвязанном мире, и такое представление существует в любой культуре, что позволяет нам говорить о русском космизме как особой неотъемлемой части мирового космизма. Русский космизм – это определенная ориентация целой культуры, в частности, Российской, в основе которой лежит мировоззрение живого нравственного Всеединства.

Идея Всеединства – одна из основных идей русской философии. В онтологии В.С. Соловьева она мыслится как «положительное Всеединство» как Божественный Первообраз и искомое состояние мира, в гносеологии как «цельное знание» – интуитивное символическое постижение мира.

Дальнейшее развитие архетипа Всеединства было предпринято последователями В.С. Соловьева. Образ такого Всеединства мыслится П.А. Флоренским в духе неоплатонизма, в виде вложенных друг в друга концентрических оболочек, в центре которых находится ядро Абсолюта. По мере движения от центрального ядра, являющегося совершенным Всеединством, Абсолютом, к периферийным слоям происходит постепенное убывание единства, «единодушия»; мир воплощенный, явленный, чувственный все менее отражает мир духовный. Граница между слоями есть символ, или, двуединство духовного и чувственного, чем ближе к центру, тем теснее двуединство, тем совершеннее явление выражает смысл.

Преображение мира как задача исторического процесса у Н.Ф. Федорова приобретает характер практического воплощения архетипа Всеединства, которое он мыслит как проект Общего дела. Это соединение всех сил и всех людей планеты в сознательном и нравственном деле управления слепыми силами природы, в деле преодоления разрушения и самой смерти. Преодоление смерти путем регуляции природы впервые ставится в истории философии как единственная достойная сознательного существа цель, ради которой только и может произойти объединение человечества. Если же объединение в Общем деле состоится, то это, по мнению Н.Ф. Федорова, будет мировой процесс, управляемый совокупным разумом всех поколений. Особенно актуально звучат в наше время слова Н.Ф. Федорова о том, что все эти «новые строи и новые общества» – мертворожденные, потому что у всех одна и та же основа: подвластность людей слепой силе природы. Выход, по Н.Ф. Федорову, лишь один: «Власть над природой!» Но она дается человечеству лишь тогда, когда оно овладеет природой не ради корыстолюбия, властолюбия или ученого тщеславия, а ради «всеобщего», заключающего в себя людей и природу, «спасения».

Идеи Н.Ф. Федорова, но на основе уже иного подхода к осмыслению Всеединства были развиты в трудах К.Э. Циолковского. Космическое бытие человека, как и все в космосе, К.Э. Циолковский разделяет на четыре основные эры: рождения, в которую человечество уже вступило; становления – расселения человечества по всему космосу; расцвета человечества и терминальную эру, во время которой человечество полностью ответит на вопрос «зачем?» и сочтет за благо из корпускулярного вещества превратиться в лучевое.

В.И. Вернадский же ставит реальную проблему перехода биосферы в более сознательное состояние – ноосферу. Такой переход – это закономерный переход от эпохи стихийного развития человечества как чисто природного, биологического организма к творческому, сознательному бытию и становлению человечества как единого сознательного целого.   Так, архетипы Всеединства приобретают  все новые черты в зависимости от направленности научной деятельности мыслителя.

Двуреченская Т.А.  Философские основания русского космизма // Научная сессия МИФИ-2002. Т.6 Актуальные проблемы гуманитарных наук. Проблемы университетского образования. Экономика и управление, стр. 16-17

Написать ответ