Аблеев Сергей Рифатович. Космическая эволюция человека в философии Живой Этики: социально-философский аспект. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Специальность: 09.00.11 1 //Российский университет дружбы народов. Тула, 1997 //Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого
=============
ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Диссертационный Совет по философским наукам
(шифр К 053.05.82.)
На правах рукописи.
Аблеев Сергей Рифатович.
КОСМИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
В ФИЛОСОФИИ ЖИВОЙ ЭТИКИ
(СОЦИАЛЬНО — ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)
Специальность 09.00.11. — социальная философия.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Тула — 1997.
Работа выполнена на кафедре философии Тульского государственного университета.
Научный руководитель | — доктор философских наук, профессор ЩУКИН ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ |
Официальные оппоненты | — доктор философских наук, профессор ФРОЛОВ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ
— кандидат философских наук САМОХИНА НАТАЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА |
Ведущая организация | — Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого |
Защита состоится “______” _________________1997 г. в ______часов
на заседании специализированного Совета (шифр К 053. 05. 82.) по философским наукам в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Адрес: 117234, Москва, Воробьевы горы, МГУ, 2-ой корпус гуманитарных факультетов, аудитория ________ .
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки МГУ (1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ).
Автореферат разослан “____” ________ 1997 г.
Ученый секретарь
специализированного Совета
кандидат философских наук ________________ САМОЙЛОВ В.Н.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В первой половине ХХ века выдающимися российскими духовными подвижниками Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами в сотрудничестве и под руководством анонимных философов (Махатм) Гималайского Духовного Центра (Общины Великих Учителей) было разработано синтетическое Учение о космической эволюции человека — Живая Этика (Агни — Йога). Гармонично объединяя традиции Восточной и Западной философии, эзотерическое познание и передовые научные достижения, система Живой Этики предстала взору исследователей в качестве уникального духовного явления XX столетия.
Значимость социальных, антропологических и других положений Живой Этики во многом вытекает из особенностей данного Учения, которое в самом общем виде характеризуется синтетичностью (объединяет различные перспективные философские подходы при разработке онтологических, гносеологических, аксиологических вопросов, а также включает этическую, социальную, космологическую, антропологическую, психологическую и другую проблематику); изучением человека, общества и природы с позиций принципа всеобщего развития (универсальный космический эволюционизм); акцентированным вниманием к вопросам этического, духовно-нравственного совершенствования человека, проблемам культуры и эволюционного влияния высокоразвитых форм и структур космического Сознания и Духа.
Актуальность темы настоящего диссертационного исследования определяется следующими основными положениями.
— Слабая научная разработанность синтетического философского Учения Живой Этики.
— Важность идеи космической эволюции человека для осмысления феномена земного разума, обобщения широкого эмпирического и теоретического материала, раскрытия целей и смысла планетарного человеческого бытия.
— Значительная научная ценность социально-философских идей Учения Живой Этики для теоретической разработки и поиска путей практического разрешения проблем современного общества.
Степень разработанности проблемы. Степень научной разработанности как всей философской системы Живой Этики, так и ее социально-философского аспекта крайне низкая. Вследствие идеологического давления советская наука долгое время была лишена возможности заниматься изучением философии Живой Этики. Ситуация начала изменяться лишь в конце 80-х годов XX века.
— Наиболее ранние работы по вопросам Живой Этики связаны с Р.Я. Рудзитисом (30-50 -е годы); А.И. Клизовским (30-40-е годы); А.М. Асеевым (30-70-е годы) и некоторыми другими сторонниками Учения.
— В 70-е годы — диссертационные исследования, в которых рассматривалось творчество Н.К. Рериха без связи с философией Живой Этики (Короткина Л.В., Сидоров В.М., Сойни Е.Г.).
— 90-е годы. Диссертационные исследования:
— Трофимовой Е.А. (цель — изучения этического учения Н.К. Рериха в совокупности с его философскими взглядами);
— Самохиной Н.Е. (цель — анализ основных категорий и положений философской антропологии Живой Этики);
— Шарова Д.А. (цель — системная реконструкция текстов Живой Этики, выявление парадигматических оснований Учения и соотнесение их с некоторыми тенденциями современного научного мышления).
Философско-исторические, социально-философские и другие аспекты Живой Этики изучались в работах Л.В. Шапошниковой. Проблематикой Учения занимались П.Ф.Беликов, Ю.М.Ключников, С.Ю.Ключников, Ю.В.Линник, М.Н.Чирятьев, В.В.Фролов, Л.И. Крашкина и некоторые другие исследователи. В последние годы увеличилось количество статей, посвященных отдельным вопросам Живой Этики.
В настоящее время ведущую роль в изучении Живой Этики и творчества семьи Рерихов играет Международный Центр Рерихов (Россия, Москва), со специалистами которого — Л.В.Шапошниковой, Н.Е.Самохиной, Е.В.Зориной — обсуждались акценты и выводы настоящей диссертации.
Зарубежные исследования. Проблематика теософской литературы XIX века изучалась П. Олькоттом, А. Синнетом, А. Безант, М. Нефф, В. Хансон, а также другими исследователями. В большинстве случаев философские и социально-философские вопросы в достаточной мере не рассматривались.
Дальнейшее развитие идеи первого (теософского) этапа Нового Учения получили в трудах Ф. Ла Дью, разработанных в сотрудничестве с Махатмами Гималайского Духовного Центра.
Цели и задачи исследования. Целями исследования являются:
1) выявление сущности концепции космической эволюции человека в философии Живой Этики;
2) систематизация и общий анализ социально-философского и антропологического аспектов проблемы космической эволюции человека в философии Живой Этики.
Для реализации поставленных целей выдвигаются следующие конкретные задачи:
— раскрыть онтологические и эволюционные основания процесса космической эволюции человека;
— проанализировать философско-антропологический аспект концепции космической эволюции человека, изложенной в Учении Живой Этики;
— выявить основной спектр социально-философской проблематики Живой Этики и системно реконструировать важнейшие ее положения и идеи в свете концепции космической эволюции человека;
— рассмотреть общие ориентиры и принципы современного социального строительства с точки зрения концепции космической эволюции человека Живой Этики.
В диссертации не преследуется задача всестороннего и исчерпывающего обоснования специфики социально-философских воззрений авторов Живой Этики, что крайне затруднительно в рамках поставленных целей и объемов данной работы, но делается акцент на выявлении, синтезе и системном изложении неординарных идей и перспективных, по мнению диссертанта, подходов к оценке и разрешению современных проблем общественного развития и его философского познания.
Методология работы диктуется, во-первых, спецификой Учения Живой Этики, представляющего собой синтетический сплав философских, научных и этических дисциплин. Во-вторых, сложностью и синтетичностью самой идеи космической эволюции человека. Рассмотрение ее сущности и социально-философских аспектов практически невозможно без анализа ее онтологических, эволюционно-космических и антропологических оснований. Поэтому указанные основания освещаются как в структуре работы, так и при раскрытии тех или иных социально-философских положений.
В большинстве случаев анализ проблем производится через призму концепции универсального космического эволюционизма.
В силу мозаично-спиральной структуры текстов Живой Этики и многочисленности всего литературного корпуса Учения в целях выявления и систематизации особенностей рассматриваемых аспектов диссертант уделял преимущественное внимание синтезу.
Основные результаты исследований и их научная новизна.
1. Установлено, что основным стержнем многоплановой проблематики философии Живой Этики является концепция космической эволюции человека. Она вытекает из общих онтологических, эволюционных и антропологических представлений авторов Учения.
Философская система Живой Этики рассматривает развитие жизни, сознания и разума, воплощенных в планетарном человеке, как процесс его космической эволюции. Важнейшими сущностными особенностями данного процесса являются:
— преодоление биологической обусловленности жизни;
— увеличение потенциала сознания человека, как интегрального показателя уровня его космической эволюции (включает нравственные аспекты, сверхинтеллектуальные и интеллектуальные качества, творческие способности, сенсорные свойства и т. д.) — т. е. мера всестороннего развития сущностных сил человека;
— возрастание роли духовных качеств сознания вообще, и в частности, развитие чисто интеллектуального принципа сознания в принцип духовного разума;
— преодоление различных природных и социальных ограничений и дифференциаций при движении к свободе и синтезу;
— выход человечества в трансфизические планетарные и макрокосмические сферы;
— возрастание взаимодействий с Иерархией Космического Разума.
Научная новизна результата исследований заключается в выявлении сущности точки зрения авторов Живой Этики на процесс космической эволюции человека и определении его основных особенностей.
2. В диссертации проведен анализ философских оснований идеи космической эволюции человека. В результате исследования сформулированы три фундаментальных положения, синтез которых позволяет ставить вопрос о реальности процесса космической эволюции земной жизни и сознания.
Первое: онтологическая многомерность космического пространства, заключающего в себе иерархию (структуру) несводимых друг к другу сфер (планов, уровней, миров и т.д.). Их выделение детерминируется нетождественностью метрики пространства-времени и характером (свойствами, структурой, закономерностями взаимодействия) материальных форм.
Второе: многомерная структура человека (микрокосма), являющегося потенциальным носителем всех энерго-информационных характеристик Космоса. Антропологическая структура включает в себя несколько уровней (измерений), важнейшими из которых являются земное и космическое. Первое связано с биологическими носителями жизни и сознания и реализуется в рамках планетарного социального пространства. Второе подразумевает надбиологическую форму существования жизни и сознания, физической основой которой выступают энерго-информационные (тонкие, полевые) формы и виды материи. Данное измерение реализуется преимущественно на уровне трансфизических планетарных и космических сфер.
Третье: принцип всеобщего развития (универсальный космический эволюционизм). Его необходимым следствием является положение о перманентной эволюции сознания, в том числе и на человеческом уровне, осуществляющееся по вектору земное измерение — космическое измерение.
На современном уровне развития науки выявление исторических истоков идеи космической эволюции человека сопряжено с определенными трудностями. Это объясняется тем фактом, что отдельные аспекты этой идеи встречаются уже в ранних мифологических и предфилософских учениях (индийский и египетский культы, орфическое учение и др.). Также и в первых философских системах древнего мира определенно просматриваются основания концепции космической эволюции человека (Пифагор, Платон, Аристотель, джайнизм, буддизм, ортодоксальные школы индийской философии и др.). В истории философии наблюдалось как дальнейшее прогрессивное развитие этих оснований, так и регресс.
Традиция Западной философии в период становления научной методологии не избежала определенных негативных тенденций (односторонний и вульгарный материализм, редукционизм и др.), вследствие чего два важнейших теоретических основания — многомерность Космоса (бытия) и трансфизическая (многомерная) структура человека — в XIX веке были практически полностью вытеснены из сферы науки. Определенные аспекты концепции космической эволюции человека в этот период изучались преимущественно в религиозной философии, некоторых неклассических системах (А. Бергсон, Ф. Ницше, П. Тейяр де Шарден и др.), неортодоксальных религиозных, мистических и философских учениях (Каббала, розенкрейцеры, теософия и др.), а так же в русском космизме. Однако наиболее всесторонняя разработка рассматриваемой концепции была осуществлена в философии Живой Этики, возникшей на базе эзотерической научной традиции и явившейся дальнейшим творческим развитием Нового Учения Махатм Гималайской Духовной Общины (Шамбалы).
Научная новизна исследования данного аспекта проблемы заключается в выявлении и формулировании фундаментальных философских положений, выступающих теоретическим основанием гипотезы космической эволюции человека в Учении Живой Этики. Сделаны выводы относительно диалектики исторического возникновения и развития истоков концепции космической эволюции человека.
3.Установлено, что философская концепция универсального космического эволюционизма Живой Этики имеет как многочисленные параллели c современным естественнонаучным глобальным эволюционизмом, так и значительные отличия от большинства его парадигм. Наиболее существенные отличия касаются проблем: масштабов эволюционного процесса и его направленности; эволюции неживой природы в природу живую; возникновения сознания и его физических носителей; перспектив дальнейшего развития человека.
Для эволюционизма Живой Этики, в частности, характерно: распространение эволюционных представлений на все явления, объекты и процессы космической реальности; обоснование конкретной направленности природного и общественного развития; отход от противопоставления материи и сознания, неживой и живой природы, объективного и субъективного, природного и общественного; обоснование энерго-информационной (тонко-материальной, полевой) природы сознания; убеждение в существовании более высоких степеней эволюции сознания и разума, нежели человеческая; утверждение постулата о дальнейшей космической эволюции человека, сопровождающейся его всесторонним качественным совершенствованием.
Различные аспекты космического эволюционизма Живой Этики находят обоснования в исследованиях: К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И Вернадского, В.П. Казначеева, Е.А. Спирина, Л.П. Михайловой, Н.Н. Моисеева, Л.В. Шапошниковой, Г.И. Шипова, А.Е. Акимова, Л.В. Лескова, В.Н. Волченко, К.Г. Короткова, Н.Е. Бехтеревой, А.А. Хадарцева и других отечественных ученых.
Научная новизна результата исследований заключается в определении основных особенностей универсального космического эволюционизма Живой Этики, соотнесении его некоторых аспектов с современными парадигмами естественнонаучного глобального эволюционизма и выявлении наиболее перспективных, по оценкам диссертанта, подходов к разрешению конкретных рассматриваемых проблем.
4. Изучение социально-философского аспекта системы Живой Этики позволяет заключить, что он напрямую связан с концепцией космической эволюции человека. С практической точки зрения сущность взгляда авторов Учения на социальную сферу бытия заключается в том, что она, как предполагается, во всех своих проявлениях, гранях и формах должна способствовать процессу позитивного развития (эволюции) человеческой сущности (духа), человечества в целом и всей планетарной биосистемы.
Анализ важнейших положений социально-философской концепции Живой Этики показал.
— Наличие неортодоксальной, то есть неизвестной классической науке, теории антропосоциогенеза. Последняя рассматривает происхождение биологического разумного человека от тонкоматериальных (эфирных, астральных, полевых, энерго-информационных — то же самое) космических форм жизни, которые претерпевали длительную эволюцию своих внешних физических носителей сознания и способов жизнедеятельности.
— Основная роль в процессе эволюции человека на всех этапах отводится развитию его сознания как интегрального энерго-информационного потенциала. Считается, что его изменение детерминирует преобразование внешних проводников жизни, в том числе и био-физических тел. Переход от одного интегрального качества сознания к другому — более высокому, означает в индивидуальном плане — личное духовное развитие индивида, в социальном плане — совершенствование общества в целом и подъем его на качественно новый уровень культуры и цивилизации.
— Спектр движущих сил исторического процесса распадается на две группы — объективные и субъективные. Первая — это всевозможные природные (космические) влияния от чисто физических до энерго-информационных (психических, духовных и др.). Вторая подразумевает собственно “Субъектов” космической и планетарной эволюции (в Живой Этике это космические формы Сознания и Индивидуальности, достигшие высочайших ступеней планетарной эволюции) и ее “субъективные факторы” — выдающиеся личности, социальные группы и народ в целом.
— Одним из важнейших факторов истории и социального прогресса является так называемый метаисторический фактор. Классической наукой он практически не изучался. Именно этим обстоятельством вызвано его специальное выделение в диссертации. Сущность этого фактора составляют трансфизические (энерго-информационные и другие) влияния планетарных и космических сфер пространства высоких метрических характеристик. Сюда относятся как чисто естественные, природные влияния, так и воздействия более высокоразвитых форм Сознания и Разума, в частности,- эволюционная деятельность Индивидуальностей Гималайского Духовного Центра (Шамбалы).
— Социальная сфера в Живой Этике рассматривается как арена взаимодействия двух полярных принципов космического субстрата (материи) — Духа и Материи. Их абстрактное социальное воплощение связывается с явлениями культуры и цивилизации. Первая является основным и непосредственным эволюционным фактором социального порядка. Вторая — опосредованным, т.е. в нормальных условиях способствующим утверждению и прогрессу культуры. Нарушение баланса между этими факторами в сторону цивилизации (материи) вызывает торможение процесса космической эволюции человека и социального развития. Философы Живой Этики утверждают, что при определенных обстоятельствах такой дисбаланс может приводить к необратимому кризису. Обосновывается, что земное социальное пространство, и даже планета в целом, в XX столетии находилась и, вероятно, находится, на грани такого кризиса. Его преодоление связывается с утверждением духовной культуры во всех ее формах, а также с субъективными преобразованиями человеческого сознания.
— Изучение взглядов авторов Живой Этики на современное социальное строительство позволяет выявить специфику их подхода к данной проблеме. В общем виде она заключается в определении его целей и средств. Цели социального прогресса связываются, во-первых, с реализацией сущностного развития индивидов (т.е. их космической эволюцией); во-вторых, с построением в пределах планетарного социального пространства общества всеобщего братства; в-третьих, с выходом земного разума к полномасштабному сотрудничеству с разумом космическим.
Научная новизна исследований заключается в выявлении, анализе и системной реконструкции основных социально-философских аспектов концепции космической эволюции человека Учения Живой Этики.
5. В системе Живой Этики установлено обоснование общих ориентиров и принципов современного социального строительства. Выявлены и сформулированы важнейшие из них: равновесие Духовного и Материального начал; отношение к духовной культуре как фундаменту социальных систем и непосредственному фактору космической эволюции человека; Общее Благо; социальное сотрудничество и кооперация (“общинность”); полное равноправие женщин и мужчин; приобщение к тончайшим психо-космическим энергиям; сотрудничество общественного и индивидуального сознания с силами Космической Иерархии Разума.
Новизна полученного результата заключается в выявлении и формулировании общих ориентиров и принципов современного социального строительства с точки зрения концепции космической эволюции человека Живой Этики.
Теоретическая и практическая значимость работы. Положения и выводы проведенного исследования могут быть использованы:
— в дальнейшей теоретической разработке проблемы космической эволюции человека и философском осмыслении социального развития;
— в теоретической выработке и практическом осуществлении стратегий, принципов и методов социального, культурного и политического строительства;
— при выявлении отправных точек в совершенствовании утвержденных и разработке новых законодательных актов;
— в определении приоритетов системы образования и воспитания;
— в проведении лекционных и семинарских занятий со студентами вузов по курсам социальной философии, философской антропологии.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении рассматриваются актуальность темы и источники исследования, выявляется степень разработанности проблемы, формулируются цели и задачи работы, теоретическая и практическая значимость основных результатов исследования.
Глава 1. Универсальный космический эволюционизм Живой Этики: исходные положения и следствия.
Первая глава посвящена анализу концепции универсального космического эволюционизма Живой Этики в ее онтологических, эволюционных и философско-антропологических аспектах. Это позволяет выявить теоретические основания специфики подхода авторов Учения к проблеме космической эволюции человека и ее социально-философскому аспекту.
Во введении к первой главе кратко рассматриваются фундаментальные философские основания идеи космической эволюции человека: многомерность космического бытия; многомерная природа (структура) человека; идея постоянного всеобщего развития и ее следствие — перманентное качественное развитие человека.
Тезисно анализируется историческая динамика философских оснований идеи космической эволюции человека. Истоки рассматриваемой идеи восходят к ранним мифологическим и предфилософским учениям (индийская и египетская культовая мифологии, орфическая система и др.). Позже исследуемые положения, с одной стороны, получают дальнейшую философскую разработку (Пифагорейская школа, Платон, Аристотель, джайнизм, буддизм, ортодоксальные школы индийской философии, неоплатоники, гностики, тибетские школы буддизма Махаяны и Ваджраяны, теософские и мистико-философские учения, русский космизм и т.д.), с другой стороны, вытесняются иными взглядами (например, концепцией ортодоксального церковного христианства, отдельными учениями эпохи Возрождения, сенсуалистскими и эмпирическими доктринами Нового времени, французским и немецким материализмом XVIII-XIX веков).
В конечном счете в XIX веке два важнейших теоретических основания идеи космической эволюции человека (а именно — представления о многомерном космическом бытии и многомерной онтологической природе человека) во всех модификациях и формах из основного русла науки практически вытесняются. Это значительно задержит научное изучение процесса космической эволюции человека. Отдельные неортодоксальные концепции и системы, обращенные к исследованиям определенных граней такого процесса (например, теософический космический эволюционизм Е.П. Блаватской, эзотерический буддизм, идеи П. Тейяра де Шардена, неортодоксальная религиозная философия В.С. Соловьева, русский космизм, концепция эмерджентной эволюции и др.) долгое время будут оставаться вне сферы серьезных научных разработок. Лишь в конце XX столетия произойдет перелом и научное сознание под давлением огромного эмпирического материала и теоретических проблем обратится к исследованиям многомерного макро- и микрокосмоса и перманентной эволюции человека. Определенную роль в этом переломе, по крайней мере в России, сыграет и философское Учение Живой Этики.
1.1. Онтологические и общие эволюционные аспекты.
Практически все теории и концепции Живой Этики базируются на основательно разработанном онтологическом фундаменте. Изучение и адекватное осмысление Учения без анализа онтологической проблематики, а также концепции универсального космического эволюционизма крайне затруднительно. Этим вызвано специальное освещение данных положений.
С точки зрения Живой Этики, в частности, рассматриваются понятия: Абсолют, Космос, материя, сознание, монада, движущие силы эволюции, ее направленность, уровни развития материи-сознания и некоторые другие вопросы.
Абсолютное Бытие (Абсолют) является исходным положением онтологии Учения. Олицетворяя собой некий безличный всеобщий Принцип (Идею, Закон), оно предстает синтезом Абсолютного, Абстрактного Пространства и Абсолютного, Абстрактного Движения. Многомерный Космос воспринимается как порождение Абсолютного Бытия. Циклы “проявленного Космоса” (объективного бытия) сменяются циклами “непроявленного Космоса” (растворения бытия в Абсолюте). Материя — субстрат космического бытия. Жизнь и сознание — неотъемлемые латентные атрибуты (свойства) материи, которые развиваются в свои актуальные формы в процессе длительной космической эволюции материи-сознания (духо-материи). Авторы Живой Этики выдвигают доктрину непрерывного эволюционного развития материи-сознания. Выделяются следующие основные стадии: субъэлементарная, элементарная, растительная, животная, человеческая, сверхчеловеческая. Направленность развития материи-сознания определяется увеличением степеней организованности и свободы, возрастанием энерго-информационного потенциала сознания, а также некоторыми другими показателями.
Философы Живой Этики выступают за пересмотр классической научной картины мира (КНКМ). В диссертации сформулированы основные направления критики КНКМ: 1) ограниченное понимание принципа материальности; 2) метафизичность и антидиалектичность некоторых мировоззренческих позиций; 3) атомизм или тенденции к разложению целостной действительности на множество первоэлементов; 4) редукционизм; 5) антропоцентризм; 6) отсутствие целостности и фрагментарность КНКМ; 7) превалирование биологизаторского подхода в разработке проблем жизни и сознания.
Общий фундамент новой (постклассической) научной картины мира (ПНКМ) в Живой Этики специально не рассматривается. Однако анализ важнейших мировоззренческих положений Учения показывает, что на его роль может претендовать только концепция универсального космического эволюционизма, в рамках которого должны рассматриваться всевозможные явления, объекты и процессы.
Сопоставляя онтологические и эволюционные подходы авторов Живой Этики с некоторыми тенденциями развития современной науки, диссертант делает вывод о перспективности концепции универсального космического эволюционизма Живой Этики для разработки целого ряда научных проблем.
1.2. Философско-антропологические аспекты.
Важнейшей особенностью универсального космического эволюционизма Живой Этики является представление о процессе эволюции человека. Суть данного представления заключается в следующем фундаментальном положении-аксиоме: человек подвержен перманентной эволюции, в которую включены все аспекты его сущности и природы.
Таким образом, авторы Живой Этики развивают магистральное направление русского космизма, представители которого (Н.Ф. Федоров, А.В. Сухово-Кобылин, В.С. Соловьев, Н.А. Умов, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский и др.) выдвигают тезис о возможности и неизбежности дальнейшего качественного совершенствования человека. В современной отечественной науке подобные идеи разрабатываются Л.В. Лесковым, П.С. Гуревичем, С.Г. Пионтковским, Л.В. Шапошниковой, Н.Е. Самохиной и другими исследователями.
В Живой Этике процесс развития связывается с движением атрибутов элементарной энергетической основы жизни и сознания (духо-материи) — монады. На протяжении космической эволюции она выявляет свои латентные свойства, которые, будучи зависимы от духовных накоплений человека в процессе развития, определяют сущность космической Индивидуальности (Высшего Эго или Высшего Я субъекта). Монада — абстрактное, безличное энергетическое ядро Индивидуальности. Вместе они образуют энерго-информационную структуру, которая переходит в процессе развития из одной феноменальной психо-физической формы (Личности) в другую.
Таким образом, непрерывность индивидуальной человеческой эволюции означает, что после завершения физического бытия феноменальной формы (Личности) ее ноуменальная сущность (духовная космическая Индивидуальность) переходит в сферу трансфизического бытия. Откуда по истечении некоторого времени вновь проявляется в физическом мире через новую феноменальную форму, дабы совершить очередной микроцикл своей эволюции. При таком подходе конечная земная жизнь человека становится ступенью на лестнице беспредельной космической эволюции его Индивидуальности или истинной духовной сущности. Тем самым обосновывается не только общечеловеческий, но и сугубо личностный смысл жизни конкретного индивида.
Далее рассматривается антропологическая структура. В самом общем виде в ней выделяются космическое (вневременное, безусловное, духовное) и земное (конечное, обусловленное, плотноматериальное) измерения. В Живой Этике применяются несколько терминологических схем и описаний антропологической структуры. Наиболее распространенное, а также предельно упрощенное из них связано с выделением трех тел человека: Огненное Тело (соответствует духовной космической Индивидуальности субъекта); Тонкое и Плотное Тела (соответствуют психофизической земной Личности).
Делается вывод. В рамках настоящего эволюционного макроцикла (“Большого Круга”) выделяются три основных аспекта процесса космической эволюции человека. Первый — антропологический: преображение несовершенного земного разума, воплощенного в планетарном биологическом человеке, в одухотворенной и высокоразвитый космический разум, проявляющийся в космическом сверхбиологическом человеке — духовном андроиде. Процесс сопровождается падением актуальности и детерминирующего воздействия низшего (земного) измерения человека и активизацией высшего (космического).
Второй аспект — социальный: разрешение социальных противоречий и построение в рамках планеты общества всеобщего братства.
Третий аспект — космо-социальный: выход земного разума за пределы планеты, подразумевающий готовность человека к широкомасштабному сотрудничеству с космическими формами разума.
Глава 2. Проблематика и важнейшие основания социальной
философии Живой Этики.
2.1. Специфика и содержание социальной философии Живой Этики.
Специфика осмысления общества в Живой Этике отличается, во-первых, четко обозначенной системностью. Предполагается, что общество, как особую форму организации разумной материи, невозможно изучать в отрыве от окружающей реальности. Во-вторых, социальная проблематика для авторов Учения, в определенном смысле, не является самостоятельной. Те или иные вопросы, в том числе и социально-философские, они рассматривают через призму важнейшей задачи человека и человечества – его духовно-космической эволюции.
Далее отмечаются наиболее общие особенности социальной философии Живой Этики: разработка проблем социума и человека в контексте общего эволюционного подхода к изучению действительности (универсальный космический эволюционизм); тесная связь с онтологией; направленность на преодоление социальных противоречий и формирование одухотворенного человека; негативное отношение к практике внешних социальных, экономических и политических трансформаций, при которых упускается важнейший фактор социального прогресса — всестороннее субъективное совершенствование самого человека; обоснование реальности существования форм сознания и разума, более высокоразвитых, нежели настоящая земная.
Выявляются основные социально-философские проблемы и направления, разрабатываемые в системе Живой Этики.
Делается вывод: спектр социально-философской проблематики Живой Этики достаточно широк. Он затрагивает как традиционные вопросы гуманитарных наук, так и совершенно новые, сама постановка которых для классической науки является неординарной. Научная плодотворность разработки этих вопросов требует специальных исследований. В диссертации усилия сосредотачиваются на выявлении и системной реконструкции концептуальных подходов и теорий, адекватное понимание которых, по мнению диссертанта, должно явиться основанием для дальнейшего изучения социальной философии Живой Этики.
2.2. Развитие качеств сознания и макро-этапы антропосоциогенеза.
Согласно теории антропосоциогенеза, развиваемой исследователями Школы Адептов в Живой Этике (а также и в более ранних источниках — “Тайная Доктрина” и др.), планетарная история человечества является лишь одним из этапов эволюции жизни, сознания и разума. К важнейшим факторам процесса развития человека относится эволюция базовых интегральных качеств (принципов) сознания, происходящая под действием космических и планетарных влияний. Семь основных принципов сознания, отвечающая телам (аспектам, началам) антропологической структуры человека, в целях упрощения диссертантом сводится к трем состояниям (принципам) сознания : эмоционально-чувственное сознание (”животный “ разум), интеллектуальное или рассудочное сознание (низший разум), духовно-разумное сознание (высший духовный разум). Такая градация в определенной мере соответствует современным научно-философским представлениям об исторических типах мировоззрения.
Глубинным сущностным изменениям человека, происходящим в сфере его сознания, в Живой Этике отводится особая роль. В итоге, в качестве причин общественного прогресса рассматривается сложное диалектическое переплетение духовной и материальной сторон жизни человека, которые теснейшим образом связаны с энергетическим влиянием Космоса. Такой подход, по мнению автора, является более перспективным нежели одностороннее обоснование значимости материальных факторов жизни (способа производства и т. д.) в марксистской социально-философской теории.
Далее рассматриваются две другие концептуальные грани модели антропосоциогенеза Живой Этики: происхождение разумного человека и длительность процесса его эволюции. Разрешение проблемы возникновения разума у человекообразного животного (проточеловека) и построение адекватной картины антропосоциогенеза связывается с заменой концепции чисто биологической эволюции концепцией транс-биологической эволюции. Последняя же предстает как звено общей цепи универсального космического развития духоматерии.
Выдвигается гипотеза: периоду биологического антропосоциогенеза предшествовал период внебиологического или добиологического развития человека, где организация живого вещества еще не была связана с белково-нуклеиновым субстратом. Форма первого проточеловека имела “эфирно-астральный” (чисто энергетический) характер. В пользу данного предположения свидетельствуют результаты экспериментов В.П. Казначеева и Л.П. Михайловой. Исследователи доказывают, что наряду с белково-нуклеиновой формой жизни могут существовать и иные ее формы — полевые.
Тезисно отмечаются макро-этапы антропосоциогенеза (“Коренные Расы”), их специфика и временные границы по оценкам авторов Живой Этики. Делается вывод, что концепция антропосоциогенеза Школы Адептов существенно отличается от соответствующих идей Ч. Дарвина и Ф. Энгельса, а также от общего взгляда на происхождение и развитие человека, характерного для классической научной картины мира. Обозначается ряд направлений возможной эмпирической проверки приведенной теории.
Важным следствием теории является взгляд на современный исторический этап, который расценивается как переходный период к новому эволюционному циклу. Его особенности: становление нового качества сознания — духовного разума; усиление взаимодействия полярных начал космической субстанции, в частности, увеличение энерго-информационного обмена между различными космическими планами и сферами; приближение к планете новых необычайно мощных космических энергий.
2.3. Особенности социального детерминизма и движущие силы
исторического процесса.
Подход к оценке социального детерминизма в Живой Этике во многом перекликается с марксистским пониманием диалектики свободы-необходимости и противостоит как волюнтаризму (в смысле абсолютной произвольности человеческих поступков), так и фатализму, рассматривающему их как предопределенные. Махатмы считают, что индивидуальная и социальная свобода не противоречит действию строгих закономерностей и принципу детерминизма как таковому.
Проблема свободы увязывается с духовным миром человека или сферой его сознания. При этом акценты в Учении расставляются следующим образом. Внешняя свобода (объективная) — результат внутренней (субъективной, духовной) свободы. Без последней не бывает первой. В социальном смысле внешняя свобода, не основанная на внутренней свободе духа, то есть его высоком субъективном развитии, означает вседозволенность, так как исключает представление об “осознанной необходимости”. Следствие вседозволенности, не уравновешенной “осознанной необходимостью” — деградация личности и социальная деструкция. То есть путь в инволюцию, к несвободе.
Далее анализируются индивидуальный и социальный аспекты проблемы соотношения свободы, как возможности делать выбор, и необходимости, как неизбежности столкновения с результатами выбора. Делается вывод: в каждый промежуток времени индивидуальный и социальный субъект одновременно является объектом действия сил необходимых следствий прошлого и субъектом свободы — творцом тех материальных условий (сил), в которые он попадет в будущем.
Движущие силы истории, согласно Живой Этике, включают в себя две основные составляющие: объективную — природно-космические факторы и закономерности; и субъективную — высокосознательные Субъекты планетарной эволюции, восходящие к Космической Иерархии Разума. К субъективной группе, в определенном смысле, принадлежат также выдающиеся личности и широкие народные массы. Однако ни подавляющее большинство выдающихся исторических личностей, ни народные массы не относятся непосредственно к категории Субъектов эволюции, но скорее расцениваются как ее субъективный фактор, а иногда только как объект действия эволюционно-исторических законов.
Делается вывод: несмотря на обоснование мощного влияния объективных космических процессов и ведущее значение Субъектов эволюции, Живая Этика вместе с тем очень высоко оценивает историческую деятельность народных масс. Исторический прогресс реализуется только тогда, когда дух развития проникает в самые широкие социальные слои и утверждается в духовном и материальном творчестве, истинной культуре, передовом мировоззрении всего человечества. В силу этого, несмотря на иные влиятельные детерминирующие факторы, человечество остается подлинным творцом своего будущего.
2.4. Метаисторический фактор социального прогресса.
Параграф начинается с выяснения смысла понятия “метаистория” в русской философии. Для обозначения ряда особых процессов и явлений его использовали С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Д.Л. Андреев. В Живой Этике термин “метаистория” практически не использовался, однако сама проблематика, обозначаемая этим термином, находилась в центре исследовательского интереса Махатм и Рерихов, а в XIX веке — Е.П. Блаватской. Во второй половине XX столетия этому вопросу уделяли внимание последователи Рерихов — А.И. Клизовский, Р.Я. Рудзитис, П.Ф. Беликов, Э. Томас, Н.А. Уранов. В настоящее время некоторые аспекты проблемы изучаются Л.В. Шапошниковой, С.Ю. Ключниковым, Н.Е. Самохиной, О. Володарской и другими исследователями.
Формулируется смысл понятия “метаистория” или “метаистори-ческий фактор” с точки зрения Живой Этики. Во-первых, это есть спектр влияний на земную историю, которые выходят за рамки физического земного мира, то есть физической истории. Иными словами, влияние энергетических (трансфизических) миров и принадлежащих им разумных сил, как внешнего космического (т.е. несоциального) фактора, относимого к иному онтологическому уровню бытия. Во-вторых, понятие “метаистория” подразумевает более широкий взгляд на процесс развития земного разума. Авторы Учения в исторический анализ включают не только Плотные сферы Земной Планетной Цепи, но и ее Тонкие (трансфизические) составляющие — энергетические миры иных измерений. Такой подход вызван тем обстоятельством, что индивидуальная жизнь в процессе эволюции постоянно пульсирует между Плотной и Тонкими сферами, в то время как традиционная история изучает лишь цепь событий Плотного Мира.
Далее автором выдвигаются теоретические предпосылки (онто-логическая, эволюционная и антропологическая) научной постановки проблемы метаисторического фактора. Научно-философский синтез этих предпосылок обосновывает возможность объективного бытия высокоразвитых форм сознания и разума, связанных с космическим измерением или видом жизни. Они могут рассматриваться как разумный, духовный метаисторический фактор, выявляющийся как в трансфизической, так и в физической планетарных сферах. Согласно утверждениям Е.И. Рерих и Н.К. Рерих, описываемые формы разума — представители Космической Иерархии — завершили этап настоящей человеческой эволюции в ее земном, биологическом аспекте. Географическая локализация высокоразвитых Индивидуальностей (Шамбала, Община Великих Учителей, Духовный Центр и т.д.) связывается с регионом Центральной Азии.
Е.П. Блаватская, Г. Олькотт, А. Синнет, А. Безант, Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, Ю.И. Рерих, С.Н. Рерих, Е.Ф. Писарева, А.М. Асеев, Ф.Д. Лукин, Р.Я. Рудзитис, А.И. Клизовский, в также современные исследователи — Л.В. Шапошниикова, Н.Е. Самохина, С.Ю. Ключников, М.Н. Чирятьев, В.М. Сидоров, Е.В. Зорина, Л.М. Гиндилис и другие признают факт существования на планете особого неизвестного классической науке Духовного Центра — Общины высокоразвитых духовных Индивидуальностей, именуемых Махатмами, Адептами, Архатами, Великими Учителями и т.д.
Анализируются важнейшие аспекты эволюционной деятельности Великих Учителей. Диссертант приходит к выводу, что одним из основных ее направлений является утверждение духовно-нравственных принципов и норм, развитие духовной культуры в ее многочисленных формах от этических и философских учений до науки и образования.
Делается общий вывод о необходимости научного изучения рассмотренного комплекса сил и явлений в целях расширения философского понимания механизмов социального движения, учета более широкого спектра причинных факторов при анализе исторической динамики и социальном прогнозировании.
Глава 3. Социальные условия космической эволюции человека.
3.1. Духовное и материальное. Культура и цивилизация.
Проблема культура-цивилизация в Живой Этике рассматривается с точки зрения диалектики Духа и Материи, как двух абстрактных начал космической субстанции. В сфере социума взаимодействие Духа и Материи выливается в сложное соотношение двух абстрактных принципов социальной субстанции. Они могут быть обозначены как принцип культуры, который несет в себе свойства и энергетику Духа, и принцип цивилизации, который отражает в себе особенности и энергетику Материи. (В данном случае понятие “цивилизация” используется лишь в одном из своих значений — как негативная антитеза понятию “культура”.)
Анализируется историческое развитие понятийной антитезы “культура-цивилизация” и ее кульминация в философии О. Шпенглера, Н.А. Бердяева и Живой Этике. В последней учитываются оба основных аспекта проблемы. Во-первых, сущностное различие сил культуры и цивилизации. Во-вторых, чередование масштабных исторических циклов в эволюции общества, которые во многом обусловлены торжеством либо сил Духа (культура), либо Материи (цивилизация).
Исследуются причины исторических подъемов и падений уровня культуры и цивилизации на основе теории циклов и динамики развития интегральных принципов сознания. Приводится вывод авторов философии Живой Этики относительно причин современных глобальных проблем планетарного социума, которые ставятся в прямую зависимость от широкомасштабного духовного кризиса человечества. Анализируя противоречия социо-культурного развития, диссертант приходит к заключению о справедливости данного вывода Н.К. Рерих и Е.И. Рерих.
Делается общий вывод. Поддержание достигнутого уровня прогресса и дальнейшая социальная эволюция требуют активизации нового принципа сознания — одухотворенного разума. Субъективная духовная трансформация человека, таким образом, выступает условием преодоления дисбаланса культура-цивилизация, то есть воссоздания новой духовной культуры, отвечающей задачам очередного этапа космической эволюции человека.
3.2. Духовная культура как основа социальных систем.
Параграф посвящен практическому философскому анализу одной из важнейших социальных функций явления культуры. По своей сути культура является интегрирующим и организующим началом, которое, согласно Живой Этике, во-первых, гармонизирует низшие хаотические силы социальной материи, во-вторых, вносит в инертную материю эволюционно-энергетический импульс высокой онтологической частоты. Диссертант стремится доказать, что цивилизация, лишенная энергий культуры, а) не может обеспечивать сохранение социума от распада и регресса; б) не может способствовать устойчивому социальному прогрессу, сонаправленному вектору глобальной космической эволюции.
Исследования сосредоточиваются на моделях западных обществ, в образе которых Махатмы и Рерихи усматривали наиболее яркий пример унижения принципа культуры принципом цивилизации. Пытаясь выявить наиболее значительные негативные тенденции западных моделей жизнеустройства, диссертант опирается на выводы крупнейших западных философов (Э. Гуссерль, Ж. Сартр, А. Камю, Х. Ортега-и-Гассет, И. Хейзинга, К.Ясперс, М. Хайдеггер, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, О. Шпенглер, Ю. Хабермас, А. Тойнби и др.), а также на результаты исследований видных американских социологов второй половины XX века (Х. Сколимовски, Р. Уильямс, Д. Рисман, Д. Белл, Н. Смелзер, Л. Лоувенталь).
Отмечаются следующие основные негативные тенденции: аксиологическая трансформация, то есть замещение духовных (духовно-материальных) ценностей чисто материальными; нарастание индивидуализма и преобладание личного интереса в ущерб интересам общества; вытеснение истинной духовной культуры “массовой культурой”; отход человека от целостного и органичного космического бытия и его первооснов; культ технических средств в ущерб развитию сущностных сил человека; вырождение религиозно-церковной культуры в задогматизированные формальные учения и культы.
Делается вывод. Негативные тенденции западных цивилизаций, отмечаемые Рерихами в первой половине и середине XX столетия, во многом сохраняются и во второй его половине, вплоть до 90-х годов. Нарастание негативных тенденций, способных инициировать многоаспектный кризис, связывается с подавлением культуры, как начала духовного, цивилизацией, как началом материальным, представляющим фактор внешней социализации и элементарного (бытового, потребительского) обустройства жизни. Таким образом, обосновывается выдвинутый тезис о культуре, как важнейшем основании бытия социальных систем.
3.3. Учение Живой Этики о целях и принципах современного
социального строительства.
Вопрос о целях и принципах социального строительства в системе Живой Этики является неотъемлемой частью проблемы направленности исторического процесса или, если шире, проблемы логики эволюции жизни и разума. Очевидно, что ориентиры и специфика социального развития должны определенным образом отвечать главной цели настоящего этапа космической эволюции. Точнее говоря, они должны способствовать достижению этой цели.
Данная цель в философии Живой Этики определяется как космическая эволюция планетарных разумных организмов в более совершенные в духовном, нравственном, интеллектуальном, сенсорном и физическом смыслах человеческие виды. Отсюда вытекают и цели собственно социального строительства, которое, по убеждениям Махатм, Е.И. Рерих, Н.К. Рерих, во всех своих формах должно быть направлено, с одной стороны, на развитие латентных сил человеческого духа, то есть на реализацию антропологического аспекта космической эволюции человека и общества, с другой, на практическое воплощение идеалов общечеловеческого братства.
Далее обосновывается необходимость специального изучения принципов-средств социального строительства. Выделяются основные факторы: изучение условий “стабильности” и условий “развития” социальной системы. В связи с чем диссертант отмечает два существенных положения социальной философии Живой Этики: критическое отношение к методикам внешних изменений общественного бытия и проблему общего метода социальных преобразований — диалектику эволюционно-революционного развития общества. Исследуется отношение мыслителей Живой Этики к социалистической революции в России.
Диссертантом формулируются важнейшие принципы социального строительства, выдвигаемые в Учении Живой Этики: равновесие в общественном бытии Духовного и Материального начал; отношение к духовной культуре как основе социальных систем; принцип взаимоотношений — Общее Благо; сотрудничество и социальная кооперация или “общинный” (коллективный) способ жизнеустройства; равноправие женщин и мужчин; изучение и использование тонких психо-космических энергий; сотрудничество индивидуального и общественного сознания с силами Космической Иерархии.
Делается вывод. Цели общественного прогресса требуют подлинно духовных оснований, нравственных ориентиров и передовых научных методов социального строительства. Этические, гуманистические и эволюционные приоритеты Учения Живой Этики, а также отмеченные принципы, по мнению диссертанта, заслуживают серьезного научного осмысления и воплощения в объективную историческую действительность.
В заключении подводятся итоги исследования, намечаются общие направления дальнейшей разработки социальной философии Учения Живой Этики, приводится точка зрения диссертанта о перспективности изучения неординарных концепций Учения для обогащения науки и философии спектром новых идей.
Апробация работы. Ряд положений и выводов проведенного исследования докладывались автором на трех научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Тульского государственного университета (секция философии под руководством доктора философских наук, профессора Ю.М. Щукина — январь 1995 г., январь 1996 г., январь 1997 г.). Тезисы докладов были опубликованы.
Основные положения диссертации использовались в лекциях и семинарах, проводимых по программе общественного Клуба “Рерих и Культура” (Тульское Рериховское Общество, Тульский государственный университет. 1994 — 1997 гг.), а также в проведении семинарских занятий по курсу “Философия человека” со студентами Тульского государственного университета.
Материалы и выводы диссертационного исследования привлекались для освещения некоторых вопросов Учения Живой Этики на занятиях Факультета общественных профессий (отделение религиоведения) Тульского государственного университета. (1997 г.), а также в докладе на Международной педагогической школе-семинаре “Человек у порога Нового Мира” (Горки Ленинские, январь 1997 г.)
Основное содержание работы отражено в следующих публикациях.
1. Шанс для России. (По страницам Живой Этики). // Свет (Природа и человек). — М.: 1994, № 11-12. С. 20-23.
2. Россия: миссия новых времен. // Мир Огненный. — Юрмала: 1995, № 6 (I). С.106-118.
3. Неведомое Учение Христа; или некоторые мысли о церковном христианстве. // Мир Огненный. — Юрмала: 1995, № 7 (2). С.60-71.
4. Человек в философии Живой Этики: новые подходы к вопросу космоэволюции. // Сборник тезисов научно-практической конференции ТГУ. (Январь 1995.) Тула: Изд-во ТВАИУ, 1995. С.29-32.
5. Кто ты, богочеловек ? (Когда заговорит Сфинкс). // Свет (Природа и человек). — М.: 1995, № 12. С. 34-35.
6. Педагогическая концепция Живой Этики: некоторые идеи и принципы. // Мир Огненный. — М., Юрмала: МЦР, Латв. отдел. МЦР, 1996, № 9 (I). С. 74-92.
7. Философия Живой Этики о некоторых особенностях социального детерминизма. // Сборник тезисов научно-практической конференции ТГУ. (Январь 1996.) Тула: Изд-во ТВАИУ, 1996. С.31-34.
8. Глобальный эволюционизм и становление постклассической научной картины мира. // Сборник тезисов научно-практической конференции ТГУ. (Январь 1996.) Тула: Изд-во ТВАИУ, 1996. С. 34-37.
9. Философские основания идеи космической эволюции человека и их историческая динамика. // Мир Огненный. — М., Юрмала: МЦР, Латв. отдел. МЦР, 1997, № 12 (1).
10. Некоторые особенности социальной философии Учения Живой Этики // Тезисы докладов научно-технической конференции Тульского ВАИУ. Январь 1997 г.
_____________ /Аблеев С.Р./
Написать ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.