Ф.Гиренок о введении понятия «Русский космизм» [1].
В конце 70-ых годов я занимался изучением генезиса концепции ноосферы В.Вернадского и поэтому перечитал сочинения многих русских философов и ученых. В результате я придумал теорию «Русского космизма», к которому отнес и Вернадского. Написал статью и отправил ее в редакцию журнала «Вопросы философии». Статью не приняли по той причине, что если существует русский космизм, то должен быть еще и немецкий, а у меня ничего про это не сказано. Более того, ничего русского в «русском космизме» редакцией замечено не было. На том я и успокоился, ибо понял, что есть что-то опасное в слове «русский». В 1984 году мою работу прочел академик Н.Моисеев и поддержал меня. Издательство «Наука» опубликовала мою книгу «Экология. Цивилизация. Ноосфера». Так возник феномен «русского космизма», а вместе с ним возникли и мои недоумения по поводу неодолимого желания русских отказаться от слова «русский» и заменить его каким-нибудь другим словом. Нам почему-то хочется создать языковую заглушку для нормального чувства идентификации с целым. Сначала этой заглушкой было слово «советский». Затем, со ссылкой на Карамзина, его заменили «россиянином».
Ссылки:
1. Следующий далее текст представляет собой отрывок из книги. См.: Гиренок Ф. Пато-логия русского ума (Картография дословности). — М.: «Аграф», 1998, с. 7.
Русский космизм (Обзор литературы и навигатор по сайтам Интернета)
А. П. Огурцов
К истории термина. В 1998 году Ф.И.Гиренок объявил себя автором термина «русский космизм»: «В конце 70-х годов я занимался изучением генезиса концепции ноосферы В.И.Вернадского…В результате я придумал теорию «русского космизма», к которому отнес и Вернадского. Написал статью и отправил ее в редакцию журнала «Вопросы философии». Статью не приняли по той причине, что если существует русский космизм, то должен быть еще и немецкий, а у меня ничего про это не сказано… В 1984 г. мою работу прочел Н.Моисеев и поддержал меня. Издательство «Наука» опубликовало мою книгу «Экология. Цивилизация. Ноосфера». Так возник феномен «русского космизма» . Здесь Ф.И.Гиренок не корректен. Хочу обратить внимание на то, что он говорит о конце 70-х гг.Между тем уже в начале 70-х гг. Н.К.Гаврюшин уже опубликовал статью о русском космизме и К.Э.Циолковском . Вспоминаю, как в сентябре 1970 г. мы вдвоем ходили по улицам Калуги и обсуждали, как назвать то направление, к которому принадлежал К.Э.Циолковский и Гаврюшин предложил термин «русский космизм». Вспомнили и о том, что у К.Э.Циолковского есть работа «Космическая философия», тогда еще не опубликованная и хранившаяся в Архиве АН СССР. Тут же возникла проблема: это что уникальное явление или существуют иные варианты космизма? Я упомянул имя Д.Фиске. Гаврюшин имена К.фон Бэра, Ф.Оберта, различных эзотериков. Через какое-то время он выпустил в свет статью «К.Э.Циолковский и европейский космизм». Она существует и в Интернете . Но почему-то в различного рода словарях по русской философии фиксируются различные даты генезиса возникновения термина «русский космизм» — в одном словаре 70-е годы, в другом – 80-е годы . И хотя в словаре по русской философии представлена статья «Космизм», она целиком посвящена именно русскому космизму и ни о каком другом речи в ней не идет. К сожалению, мысль о том, что русский космизм составляет уникальное явление русского мировоззрения приобрело характер предрассудка. Более того, в нем усматривают радикальную футурологию, которая «проникнута желанием высочайшего совершенства, согласно призыву Христа». В русском космизме видят альтернативу западной цивилизации, которая «уже не способна соответствовать общемировой эволюции жизни. Причина – рационализм, поглощенность материальным. Идеи космистов не имеют философской строгости. Они принадлежат к пророчествам, мифологемам, титаническим исканиям человечества в океане бессмысленности человеческого существования». Эти идеи, по мнению А.Ю.Семенова, составляют «необходимую перспективу постиндустриальному обществу»
VOX — философский журнал Выпуск №4 май, 2008 ОТКЛИКИ-ОКЛИКИ