Аблеев Сергей Рифатович. Фундаментальные философские основания концепции космической эволюции человека: сущность, зарождение и историческое развитие.

Аблеев Сергей Рифатович. Фундаментальные философские основания концепции космической эволюции человека: сущность, зарождение и историческое развитие. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Специальность: 09.00.03.// НИИ социальных проблем РАЕН. 2000. Фрагменты диссертации

Аблеев Cергей Рифатович

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ

КОНЦЕПЦИИ КОСМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА:

СУЩНОСТЬ, ЗАРОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Фрагменты диссертации

на соискание ученой степени

доктора философских наук

в форме научного доклада

тула — москва 2000

Введение.

1. Постановка проблемы и её актуальность.

Проблема космической эволюции человека тесным образом сопряжена с вопросом о дальнейшем качественном развитии сущности человека как разумного, деятельного существа. Такое развитие, в том или ином виде, признавалось и признаётся представителями самых различных философских школ и направлений – религиозных, идеалистических и материалистических.

Концепция космической эволюции человека – один из самых радикальных вариантов решения вопроса о возможности дальнейшего развития Homo Sapiens. Этот вариант предполагает:

а). непрерывность процесса эволюции человека;

б). наличие космического (духовного) аспекта сущности человека;

в). постепенное качественное развитие всех аспектов сущности и при-

роды человека и, как итог, преображение его в более совершенное

(в этическом, интеллектуальном, сенсорном, энергетическом и сома-

тическом смыслах) разумное существо.

Как заявляют сторонники концепции космической эволюции человека, такое существо должно неизбежно отличаться от современного вида Homo Sapiens – как внутренне (т.е. духовно), так и внешне (т.е. физически).

Проблема космической эволюции человека включает в себя множество разнообразных аспектов. Их суть концентрированно может быть выражена в следующих основных вопросах.

1. Что есть космическая эволюция человека?

2. Возможна ли или не возможна космическая эволюция человека?

3. Почему возможна космическая эволюция человека?

4. Как проявляется процесс космической эволюции человека?

5. Как изменится человек в процессе своей космической эволюции?

6. Имеет ли идея космической эволюции человека своё философское основание (основания)?

7. Как появились и развивались философские основания идеи космической эволюции человека?

Настоящая работа преимущественно посвящена решению двух последних вопросов. Разумеется, в их изучении невозможно было обойти и другие обозначенные вопросы.

Актуальность темы настоящего исследования обоснована следующими основными обстоятельствами.

– Слабой научной изученностью проблемы космической эволюции человека.

– Мировоззренческой значимостью идеи космической эволюции человека для осмысления феномена земного разума, обобщения широкого эмпирического и теоретического материала и раскрытия целей и смысла планетарного человеческого бытия.

– Недостаточной научной осмысленностью сущности и историко-философского развития философских оснований идеи космической эволюции человека.

– Слабой научно-философской разработанностью Учения Живой Этики как философской концепции космической эволюции человека.

2. Источники исследования.

К числу источников исследования относятся:

а) оригинальные произведения крупнейших восточных и западных философов с VI в. до н. э. до ХХ в., в которых присутствуют онтологические или антропологические основания идеи космической эволюции человека [ см. «Примечания» и «Литература» ] ;

б) труды видных историков философии [ см. «Примечания» и «Литература» ] ;

в) теоретические и эмпирические исследования авторов Учения Живой Этики, в которых, по нашему убеждению, была представлена одна из самых глубоких и значительных концепций космической эволюции человека. Рассмотрим подробнее последний комплекс источников.

К нему непосредственно относятся корпус книг Учения Живой Этики (известного также под дубль-названием Агни-Йога) и примыкающая к нему литература. Для разделения собственно книг Учения Живой Этики и тесно примыкающих к ним других источников диссертант оставляет исторически сложившееся название — Живая Этика (Агни-Йога) — только за теми книгами, которые непосредственно выходили под этим единым названием. Для обозначения всего корпуса литературы, объединяемой эзотерическими философскими истоками, общим авторством или соавторством и близкой проблематикой, вводится название “Новое Учение” (“Учение Жизни”). В его разработке выделяются три этапа.

– Первый этап. Вторая половина XIX века. В основном связан с деятельностью Е.П. Блаватской и теософским движением новой волны. Главные труды, созданные Е.П. Блаватской в тесном сотрудничестве и при участии группы анонимных философов (Махатм) Гималайского Духовного Центра: “Разоблаченная Изида” (1 и 2 тома, 1877 г., Нью-Йорк) и “Тайная Доктрина” (1 т. — “Космогене-зис”, 2 т . — “Антропогенезис”, 1888 г., Лондон). Третий том “Тайной Доктрины” был собран после смерти Е.П. Блаватской и представляет собой антологию статей по различным проблемам (1897 г., Лондон).

Своеобразным продолжением “Тайной Доктрины” явился труд “Теогене-зис” (1906 — 1918 г. (?), США), соавторство которого, предположительно, также связывается с философами (Махатмами) Гималайского Духовного Центра. Сущность основных книг “Тайной Доктрины” (1 и 2 т.) и “Теогенезиса” составил синтез обширного философского и научного материала, производимый параллельно и на основе комментариев на неизвестную науке древнюю книгу “Дзиан”. Станцы книги “Дзиан” в символической форме повествуют о процессах космогенезиса, эволюции жизни и разума, прошедших и будущих этапах развития земного человечества.

По времени написания к рассматриваемому этапу относятся философские “Письма Махатм” (1880-1884 г.) — (1923 г., Лондон).

– Второй этап. Первая половина XX века. Серия книг Учение Живой Этики (Агни-Йоги): “Зов”, “Озарение”, “Община”, “Знаки Агни-Йоги”, “Беспредель-ность” (части 1 и 2), “Иерархия”, “Сердце”, “Мир Огненный” (части 1, 2, 3) , “АУМ”, “Братство” (части 1, 2, 3), – разработанная Е.И. Рерих под руководством Махатм Гималайского Духовного Центра на основе предоставленного ими теоретического и эмпирического материала (20-30-е годы XX века). Определенное участие в создании Учения Живой Этики в различной мере и формах принимали и другие члены семьи: Н.К. Рерих, Ю.Н. Рерих, С.Н. Рерих.

К этому этапу относятся и другие работы Е.И. Рерих, связанные с Учением Живой Этики.

– Третий этап. Охватывает 1960-1972 гг. Разрабатывается цикл книг “Грани Агни-Йоги”, представляющий собой практические пояснения отдельных сторон Учения Живой Этики (Агни-Йоги), переданные последователю и духовному ученику Н.К. Рериха Б.Н. Абрамову философами Гималайского Духовного Центра.

Таким образом, основное авторство в разработке корпуса литературы Нового Учения и, в частности, Учения Живой Этики принадлежит философам (именуемыми также как Махатмы, Адепты, Архаты, Великие Учителя) малоизученного Гималайского Духовного Центра. Другие его названия: Шамбала, Белое Братство [i] , Община Великих Учителей, Твердыня Великого Знания, Мировое Правительство и др.

Идеи и концепции Учения базируются на теоретическом фундаменте неизвестной современной науке философской школы (иногда обозначаемой как “Школа Адептов”), принадлежащей к эзотерической, то есть внутренней, сокровенной традиции познания. В значительной мере теоретические основания и практические методики Школы Адептов связаны с идеями системы Калачакра (“Колесо Времени”, по другой версии — “Колесо Закона” — древняя система, кульминировавшая в индо-тибетской эзотерической философии), а также с иными малоизученными на Западе древними и древнейшими эзотерическими учениями. Другими важнейшими основаниями системы Живой Этики являются традиция западной рационалистической философии и достижения современной науки.

Исторически существование Шамбалы и эзотерической традиции классической наукой преимущественно воспринималось в русле мифологии. Первые попытки научного изучения этой проблемы предпринимались в ХIХ веке. Но ее серьезная разработка начинается только во второй половине ХХ столетия, чему во многом способствовало распространение Учения Живой Этики и исследования семьи Рерихов.

3. Степень разработанности проблемы.

Степень научной разработанности проблемы космической эволюции человека в целом остаётся достаточно низкой. Определённые её аспекты рассматривались русскими философами-космистами: Н.А. Фёдоровым, В.С. Соловьёвым, А.В. Сухово-Кобылиным, Н.А. Умовым, К.Э Циолковским, Л.А. Чижевским, В.И. Вернадским, А.К. Манеевым и др.

Большое внимание данной проблеме уделяли мыслители, тяготеющие к эзотерической традиции познания. В ХХ столетии философские идеи этой традиции кульминировали в Учении Живой Этики, которое на сей момент является самым фундаментальным философским исследованием проблемы космической эволюции человека.

Степень научной разработанности Живой Этики остаётся крайне низкой. Вследствие идеологического давления советская наука долгое время была лишена возможности заниматься изучением философии Живой Этики. Ситуация начала изменяться лишь в конце 80-х годов ХХ века.

– Наиболее ранние работы по вопросам Живой Этики связаны с Р.Я. Рудзитисом (30-50-е годы); А.И. Клизовским (30-40-е годы); А.М. Асеевым (30-70-е годы) и некоторыми другими последователями Учения.

– В 70-е годы в СССР появились диссертационные исследования, в которых рассматривалось творчество Н.К. Рериха вне его неразрывной связи с философией Живой Этики (Л.В. Короткина, В.М. Сидоров, Е.Г. Сойни).

– В 90-е годы были защищены кандидатские диссертации:

• Е.А. Трофимовой (цель – изучение этического учения Н.К. Рериха в совокупности с его философскими взглядами);

• Н.Е. Самохиной (цель – анализ основных категорий и положений философской антропологии Живой Этики);

• Д.А. Шарова (цель – системная реконструкция текстов Живой Этики, выявление парадигматических оснований Учения и соотнесение их с некоторыми тенденциями современного научного мышления);

• С.Р. Аблеева (цель – выявление сущности концепции космической эволюции человека в философии Живой Этики, анализ и систематизация её социально-философского и антропологического аспектов).

Философско-исторические, социально-философские и другие аспекты Живой Этики изучались в работах Л.В. Шапошниковой. Проблематикой Учения занимались П.Ф. Беликов, Ю.М. Ключников, С.Ю. Ключников, Ю.В. Линник, М.Н. Чирятьев, В.В. Фролов, Л.И. Крашкина, Е.В. Зорина, Л.М. Гиндилис, Е.Г. Яковлева, А.В. Иванов и некоторые другие исследователи. В последние годы увеличилось количество статей, посвященных отдельным вопросам Живой Этики.

Зарубежные исследования. Проблематика теософской литературы XIX века изучалась П. Олькоттом, А. Синнетом, А. Безант, М. Нефф, В. Хансон, а также другими исследователями. В большинстве случаев историко-философские вопросы в достаточной мере не рассматривались.

Дальнейшее развитие идеи первого (теософского) этапа Нового Учения получили в трудах Ф. Ла Дью, разработанных в сотрудничестве с Махатмами Гималайского Духовного Центра. Информацией о значительных зарубежных философских исследованиях Учения Живой Этики соискатель не располагает.

4. Цели и задачи исследования.

Учитывая проведённые ранее отечественные и зарубежные исследования, соискатель стремился восполнить слабую разработку проблемы космической эволюции человека в её историко-философском контексте, а также проследить её социально-политические и культурные следствия.

Цели исследования:

1) выявление философских оснований идеи космической эволюции человека;

2) анализ зарождения и исторического развития философских оснований идеи космической эволюции человека;

3) изучение целей и средств общественного развития в контексте политических, социально-экономических и культурных следствий концепции космической эволюции человека Учения Живой Этики.

Для реализации поставленных целей выдвигаются следующие конкретные задачи:

· сформулировать основные положения философской концепции космической эволюции человека Учения Живой Этики;

· провести анализ основных положений концепции космической эволюции человека в Учении Живой Этики и сформулировать их фундаментальные философские основания;

· в мировой историко-философской традиции выявить учения, в которых содержались определённые аспекты фундаментальных философских оснований концепции космической эволюции человека;

· проследить историческую динамику фундаментальных философских оснований концепции (идеи) космической эволюции человека, определить тенденции развития и сделать выводы;

· сформулировать цели и средства общественного развития, вытекающие из концепции космической эволюции человека Учения Живой Этики, показать их политические, правовые, социально-экономи-ческие и культурные аспекты.

В настоящей работе не преследуется задача эмпирического обоснования концепции космической эволюции человека, так как она представляет собой совершенно самостоятельную масштабную междисциплинарную проблему. Решение этой проблемы – предмет отдельного исследования.

5. Методология исследования.

Изучение историко-философского материала предполагало аналитический метод, позволяющий выявлять в оригинальных работах выдающихся философов или историко-философских исследованиях специалистов положения, касающиеся поставленной проблемы.

В силу специфической (мозаично-спиральной) структуры текстов Живой Этики, их насыщенного символизма и многослойности, а также многочисленности литературных первоисточников Учения для решения поставленных задач соискатель уделял преимущественное внимание системной реконструкции и синтезу.

В работе использовались принципы системного анализа и герменевтические ключи к эзотерическому символизму Живой Этики, раскрываемые в работах Махатм, Е.П. Блаватской и Рерихов. На протяжении всего исследования соискатель руководствовался идеей единства аутентичности, научной коммуникативности и онтологической предметности анализа концепции космической эволюции человека Учения Живой Этики.

6. Научная новизна исследования.

Научная новизна проведённого исследования заключается в:

1) выявлении фундаментальных философских оснований концепции космической эволюции человека;

2) анализе истории развития философии на предмет зарождения, становления и эволюции фундаментальных философских оснований концепции космической эволюции человека;

3) определении главных тенденций развития философских представлений о космической эволюции человека;

4) обосновании философской системы Учения Живой Этики как наиболее теоретически разработанной концепции космической эволюции человека.

7. Теоретическая и практическая значимость работы.

Положения и выводы проведённого исследования могут быть использованы:

а) в дальнейшей теоретической разработке проблемы космической эволюции человека;

б) в историко-философских исследованиях развития философских оснований концепции космической эволюции человека;

в) в разработке социально-философского и социально-политического аспектов Учения Живой Этики;

г) в теоретической выработке и практическом осуществлении целей, стратегий, методов и принципов культурного, политического, социально-экономического и правового строительства;

д) в проведении учебных занятий со студентами вузов и аспирантами по курсам истории философии, философской антропологии, социальной философии.

8. Структура работы.

Исследовательская работа структурно состоит из введения, четырёх частей теоретического материала, выводов, приложения и библиографического списка.

Введение посвящено следующим вопросам: постановке проблемы и обоснованию её научной актуальности; анализу источников исследования и степени разработанности проблемы; формулировке целей и задач исследования; раскрытии методологии работы; характеристике научной новизны; описанию структуры исследования.

Первая часть посвящена анализу основных положений Учения Живой Этики как концепции космической эволюции человека. Рассматриваются её наиболее значимые онтологические, космологические, антропологические и эволюционные аспекты.

Во второй части выявляются и формулируются фундаментальные философские основания концепции космической эволюции человека. Проводится их анализ с точки зрения современной научно-философской картины мира.

Третья часть посвящена изучению исторического становления и развития фундаментальных философских оснований концепции космической эволюции человека. Определяются их главные тенденции развития.

В четвёртой части работы анализируются цели и средства социального строительства как следствия концепции космической эволюции человека Учения Живой Этики. В частности, рассматриваются культурные, социально-политические и правовые аспекты проблемы социального прогресса.

В приложении приводятся систематизированные схемы представлений об антропологической структуре, характерные для различных философских школ. Показывается их тождество в решении вопроса о существовании космического (духовного) аспекта человеческой сущности.

9. Апробация результатов исследования.

Ряд вопросов и выводов проведённого исследования докладывались автором на четырёх научно-практических конференциях профессорско-преподава-тельского состава Тульского государственного университета (секция философии под руководством д. фил. н., проф. Ю.М. Щукина – январь 1995 г., январь 1996 г., январь 1997 г., январь 1999 г.). Тезисы докладов были опубликованы.

Политологические аспекты философии Живой Этики освещались на Всероссийской научной конференции «Политологическое образование в России: состояние, проблемы, перспективы» (сентябрь 1999 г.). Тезисы доклада были опубликованы.

Материалы и выводы проведённого исследования привлекались для анализа некоторых социально-философских проблем Учения Живой Этики на занятиях Факультета общественных профессий (отделение религиоведения) Тульского государственного университета (1997-1999 гг.), а также в докладе на Международной педагогической школе-семинаре «Человек у порога Нового Мира» (Горки Ленинские, январь 1997 г.).

Некоторые положения настоящей работы использовались в лекциях и семинарах, проводимых по программам общественного культурно-просветитель-ского Клуба «Рерих и Культура» (1994-1999 гг.) и студенческого научно-исследовательского Клуба «Тайны Вселенной» (ЮК МПА, 1999-2000 гг.).

Концепция космической эволюции человека Живой Этики в её философско-антропологическом аспекте анализировалась соискателем на научно-практическом семинаре «Эзотерическая традиция: философия, наука, практика» (1999-2000 гг.), проводившемся в рамках Российского междисциплинарного проекта комплексных исследований антропогенеза и психо-космических энергий. Теоретическая разработка концепции космической эволюции человека и её эмпирические исследования осуществлялись соискателем по программе «Сириус» вышеуказанного Российского междисциплинарного проекта.

Онтологические, антропологические, гносеологические, социально-политические и правовые аспекты концепции космической эволюции человека Учения Живой Этики использовались соискателем в проведении лекционных и семинарских занятий по курсам:

– «Философия человека» (Тульский гос. университет, 1995-1999 гг.);

– «Философия», «Концепции современного естествознания», «Религиоведение» (Современный гуманитарный университет, 1997-1998 гг.);

– «Философия», «Философия права», «Концепции современного естествознания» (Московский новый юридический институт, 1997-1999 гг.);

– «Основы философии», «Философия», «Политология», «Социология» (Юридический колледж Международной полицейской ассоциации, 1998-2000 гг.).

Основные положения проведённого исследования были изложены в научных публикациях соискателя, посвящённых концепции космической эволюции человека в её различных аспектах.

1. С.Р. Аблеев. «Живая Этика и религия: ничего кроме правды». (Монография. Рукопись. М.: Изд-во МЦР-180 с.).

2. С.Р. Аблеев. Шанс для России. (по страницам Живой Этики). // Свет. / Природа и человек./. 1994, № 11-12.

3. С.Р. Аблеев. Россия: миссия новых времён. // Мир Огненный. 1995, № 6.

4. С.Р. Аблеев. Неведомое Учение Христа, или некоторые мысли о церковном христианстве. // Мир Огненный. 1995, № 7.

5. С.Р. Аблеев. Человек в философии Живой Этики: новые подходы к вопросу космоэволюции. // Сборник тезисов н/п конференции ТулГу январь 1995 г. Тула: ТВАИУ, 95.

6. С.Р. Аблеев. Кто ты богочеловек? (Когда заговорит Сфинкс). // Свет. / Природа и человек./. 1995, № 12.

7. С.Р. Аблеев. Педагогическая концепция Живой Этики: некоторые идеи и принципы. // Мир Огненный. 1996, № 9.

8. С.Р. Аблеев. Философия Живой Этики о некоторых особенностях социального детерминизма. // Сборник тезисов н/п конференции ТулГу, январь 1996 г. Тула: ТВАИУ, 96.

9. С.Р. Аблеев. Глобальный эволюционизм и становление постклассической НКМ. // Сборник тезисов н/п конференции ТулГу, январь 1996 г. Тула: ТВАИУ, 96.

10. С.Р. Аблеев. Философские основания идеи космической эволюции человека и их историческая динамика. // Мир Огненный. 1997, № 12-13.

11. С.Р. Аблеев. Некоторые особенности социальной философии Учения Живой Этики. // Тезисы докладов н/п конференции ТВАИУ. Тула: ТВАИУ, 97.

12. С.Р. Аблеев. Педагогика Живой Этики – педагогика духовной культуры. // Три ключа. Педагогический вестник. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1997, № 1.

13. С.Р. Аблеев. Н.К. Рерих и строительство социализма в СССР: белые пятна политической истории. // Сборник тезисов н/п конференции ТулГу, январь 1997 г. Тула: ТВАИУ, 97.

14. С.Р. Аблеев. Учение Живой Этики и новая стратегия системы образования. // Три ключа. Педагогический вестник. М.: МЦР, 1998. Вып. 2.

15. С.Р. Аблеев. Перспективы антропологической эволюции в философском Учении Живой Этики. // Известия ТулГу. Гуманитарные науки. Тула: ТулГу, 1999.

16. С.Р. Аблеев. Общество и феномен культуры: практическое значение одной философской абстракции. // Три ключа. Педагогический вестник. М.: МЦР, 1999. Вып. 3.

17. С.Р. Аблеев. Практика Агни-Йоги. // Духовное созерцание. М.: МЦР, 2000, № 5. (рукопись.)

18. С.Р. Аблеев. Философский символизм и сакральная эстетика художественного творчество Н.К. Рериха. // Тезисы докладов н/п конференции ТулГу, январь 1999 г.

19. С.Р. Аблеев. Антропогенез с точки зрения эзотерической науки: исходные положения и следствия. // Сознание и физическая реальность. – М.: Фолиум, 1999. – Том 4. № 3, 1999.

20. С.Р. Аблеев. Н.К. Рерих и некоторые моменты политической истории СССР. // Политологическое образование в России: состояние, проблемы, перспективы. (Тезисы докладов Всероссийской научной конференции). – Тула: ТулГУ, 1999.

21. С.Р. Аблеев. Идея «совершенного общества» в средневековой арабской философии. // Проблемы социальной философии. – Тула: МГУ – ТулГУ, 1999.

22. С.Р. Аблеев. Общество Нового Типа (Размышления с позиций Живой Этики). // Новая Эпоха. – Рига-Москва: МЦР. (Рукопись. Готовится к публикации).

23. С.Р. Аблеев, И.Б. Богородицкий. Социальная философия Живой Этики: как строить Общество Нового Типа? // Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы. Выпуск 1. 1999 г. – Тула: ЮК МПА, 1999 г.

24. С.Р. Аблеев. Скрытые силы социального прогресса и проблема «метаисторического фактора». // Человек в социальном мире: проблемы исследования, перспективы. Выпуск 1. 1999 г. – Тула: ЮК МПА, 1999 г.
ЧАСТЬ 1. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
КОСМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

И УЧЕНИЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ.

Формирование современной научной концепции космической эволюции человека осуществляется во многом благодаря философской системе Учения Живой Этики. В сущности, Учение Живой Этики представляет собой не что иное, как достаточно разработанную и оформленную теорию космической эволюции человека. Эта проблема, по убеждению большинства специалистов, в Учении является центральной. И именно с ней тесно переплетаются другие аспекты Живой Этики – онтологические, космологические, этические, гносеологические, психологические, социальные и культурные.

Вне всяких сомнений, становление философских оснований концепции космической эволюции человека началось задолго до появления в ХХ столетии Учения Живой Этики. Это будет убедительно показано ниже (часть 3). Однако необходимо обратить внимание на одно крайне важное обстоятельство. Идея о космической эволюции человека появляется в культурном пространстве благодаря так называемой эзотерической традиции познания. Так было на заре становления философии в VI в. до н. э. Так было в Средние века и эпоху Возрождения. Так было и в ХХ веке. Ведь, как известно, Учение Живой Этики есть порождение эзотерической философии.

Таким образом, вырисовывается следующая схема культурных трансляций самой идеи космической эволюции человека и её философских оснований. Эзотерическая культура порождает эту идею и периодически её транслирует в сферу экзотерической культуры – в мифологию, религии, «мирские» философские учения. Это происходит на протяжении многих сотен лет вплоть до ХХ столетия, когда начинается научное осмысление космической эволюции человека. Однако наука приступает к изучению данной проблемы не на пустом месте. На неё оказывают мощное влияние эзотерические доктрины (теософия, Учение Живой Этики, герметизм и др.), а также экзотерические философские учения, которые впитали и сохранили определённые представления о качественном развитии человека как разумного существа.

Атомистическая теория Левкиппа и Демокрита сыграла определённую эвристическую роль в развитии физического учения о микрочастицах. Аналогичная ситуация складывается сейчас с Учением Живой Этики, в котором эзотерическая доктрина космической эволюции человека предвосхищает научную концепцию космической эволюции Homo Sapiens. Однозначно определить, что в данной доктрине истинно, а что ложно, наука, пока, не может. Есть положения, которые однозначно подтверждены. Например, применение эффекта Кирлиан позволило обосновать гипотезу о существовании у живых организмов энергетического поля, отражающего в своей структуре все соматические, сенсорные и ментальные процессы. Вместе с тем, есть положения, для анализа которых наука не имеет достаточного количества эмпирического материала. Например, гипотеза возможности автономного существования сознания как энерго-информационного поля от соматического организма.

Тем не менее, на конец ХХ столетия Учение Живой Этики являет собой наиболее целостную, философски разработанную концепцию космической эволюции человека. И мы обязаны с этим считаться, проводя дальнейшие исследования обозначенных проблем.

Как же выглядят основные положения теории космической эволюции человека Живой Этики?

Прежде всего, следует учитывать, что эта теория опирается на концепцию глобального космического эволюционизма. Согласно данной концепции, в космосе изначально существует процесс эволюции, в который включены все элементы космического универсуума, а также он сам, как целостная мегасистема. Эта мегасистема периодически порождается и поглощается Абсолютным Пространством, понимаемым в духе гегелевского синтеза Всего и Ничто. Время от порождения (генезиса) до поглощения составляет период космической эволюции, который исчисляется сотнями миллиардов лет.

Эзотерическая онтология отвергает дуализм духа и материи. Космическая субстанция (единый изначальный Первоэлемент) представляет собой синтез материального и духовного начал, которые по мере космогенезиса поляризуются. Дух, в понимании авторов Живой Этики, есть утончённые, высокоорганизованные, активные состояния космической субстанции. Материя – уплотнённые, низкоорганизованные, инертные состояния субстанции. Они взаимодействуют в процессе эволюции и порождают многообразие живых форм.

Жизнь и сознание в Живой Этике трактуются как неотъемлемые атрибуты космической субстанции. Понятие «жизнь» – синоним понятий «движение» и «изменение». Понятие «сознание» указывает на информационно-энергетическую природу космической субстанции, которая способна (пассивно и активно) отражать в себе свойства различных объектов и макрокосма в целом.

С этой точки зрения, все элементы космической субстанции (монады, дживы, «зёрна духа» – смысловые синонимы) обладают жизнью и сознанием и включены в поток космической эволюции. Эволюция в эзотерической философии воспринимается как процесс преобразования элементов субстанции, сопровождающийся «расширением сознания» – т.е. увеличением активности, организованности, утончённости, а также повышением интегративности и управляемости окружающей средой.

Живая Этика рассматривает непрерывную линию космической эволюции жизни, в которой могут быть выделены следующие ступени: элементарная, минеральная, растительная, животная, человеческая, сверхчеловеческая и т.д. Следовательно, вид Homo Sapiens, согласно этой концепции, не расценивается как вершина лестницы эволюции. Обосновывается возможность дальнейшего качественного развития сущности человека как в духовном, так и в физическом смыслах. Более того, постулируется, что дальнейшая космическая эволюция человека детерминирована эволюцией его духовного начала, что вызывает, в том числе, и чисто соматические преобразования. В частности, предполагается, что сверхчеловеческая ступень эволюции жизни не связана с деятельностью белково-нуклеиновых (или иных физиологических) организмов. На этой ступени носителями сознания выступают полевые («астральные») формы материи, существование которых не зависит от условий биологической и атмосферной сред.

По мнению Е.П. Блаватской и семьи Рерихов, на планете существуют духовные Индивидуальности, опередившие человечество по своему развитию, и находящиеся на сверхчеловеческой ступени эволюции. В настоящее время эта гипотеза остро дискутируется среди специалистов. Ряд исследователей полагают (Л.В. Шапошникова, С.Ю. Ключников, Л.М. Гиндилис, В.В. Фролов, А.Е Акимов, Г.И. Шипов, Е.Г. Яковлева, Н.Е. Самохина, Е.В. Зорина и др.), что определённые косвенные факты свидетельствуют в пользу истинности данной гипотезы. Если она в действительности будет обоснована, то это послужит веским аргументом в пользу всей теории космической эволюции человека.

Саму возможность непрерывной эволюции элементов субстанции вообще и духовной сущности человека в частности, адепты эзотерической философии объясняют наличием некого непреходящего, устойчивого аспекта энергетической основы элемента как на дочеловеческих ступенях эволюции, так и на человеческой стадии. Это и есть то бессмертное духовное ядро, которое переходит из одной физической формы в другую, накапливая опыт и «расширяя сознание». Как мы можем понимать это «ядро» с точки зрения физики? Эзотерическая философия нам намекает, что это есть своего рода энергетический поток или некое локальное информационно-энергетическое поле, проявляющееся через определённые организмы (и не только организмы) в феноменальном мире.

Почему это поле (дух) не исчезает? Потому, что оно есть часть глобального космического информационно-энергетического поля (Космического Сознания), которое является атрибутом космической субстанции, а следовательно, – никогда не возникало и не исчезнет, так как существует вечно. Ведь мы не можем, оставаясь на позициях научной философии, рассматривать происхождение субстанции. Мы можем говорить лишь о её видоизменениях. Например: до момента Большого Взрыва субстанция находилась в одном состоянии (сверхплотная вакуумная точка – так полагает современная космология), после взрыва – в другом состоянии (расширение пространственно-временного континуума, космогенез, образование физических полей и вещества – одним словом – космическая эволюция).

Остаётся добавить, что в Живой Этике понятия «космическая эволюция человека» и «духовная эволюция человека» означают практически одно и то же. Первая невозможна без второй. Вторая автоматически запускает первую. Одухотворение человека есть не только его этическое и интеллектуальное совершенствование, но и преображение тщедушной, плотской, смертной, земной твари в могущественное, духовное, бессмертное, космическое Существо. В религиозной философии это Существо обозначали понятиями «бог», «ангел», «богочеловек».

В глазах подавляющего большинства современных учёных подобные убеждения выглядят в лучшем случае гипотетическими. Однако, строго говоря, наука не может однозначно ни подтвердить, ни опровергнуть эту гипотезу. Почему? Для подтверждения эмпирического материала ещё слишком мало. А опровергнуть мешают косвенные эмпирические факты и прямые теоретико-философские положения. Эмпирическую сторону проблемы мы договорились не затрагивать. Поэтому остановимся на теоретической.

Если представление о возможности космической эволюции человека является истинным, оно необходимо должно иметь своё философское обоснование на уровне всеобщих фундаментальных закономерностей. Если это представление не противоречит, более того – опирается на эти закономерности, то с достаточной степенью уверенности мы имеем право предполагать возможность космической эволюции человека. Существуют ли под концепцией космической эволюции человека какие-либо философские основания? Мы отвечаем положительно и предлагаем рассмотреть их в следующей части данного исследования.
ЧАСТЬ 2. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ
ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ
КОСМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА.

Гипотеза о непрерывном сущностном развитии человека – то, что здесь именуется его космической эволюцией, – не могла возникнуть, существовать и развиваться на пустом месте. В теоретическом смысле она опирается, как нам представляется, на три фундаментальных философских положения, которые появились на заре человеческой истории в мифологических и религиозных учениях, оформились и укрепились в философских системах древности и современности. Все эти положения в развитом виде присутствуют в Учении Живой Этики и являют собой теоретический каркас иных, менее общих доктрин. В том числе и доктрины о космической эволюции человека.

Эти положения, а точнее говоря теории, таковы: теория многомерности бытия, теория многомерности человека и теория развития бытия, которую марксисты привыкли именовать диалектикой. Коротко рассмотрим идейную суть каждой из них и попытаемся дать оценку с точки зрения современной науки и научной философии.

Смысл теории многомерности бытия заключается в обосновании единства и, вместе с тем, сложной онтологической структуры бытия. Многомерность есть следствие существования различных сфер (планов) космоса, качественно и количественно по своим характеристикам несводимым к физическому космосу. В эзотерической литературе называется различное число таких сфер (семь, десять, сорок девять и т.д.), что зависит от угла зрения и контекста изложения. Для их обозначения используются несколько терминологических баз. Например: Физический Мир, Астральный Мир, Ментальный Мир, Духовный Мир. Или: Плотный Мир, Тонкий Мир, Огненный Мир, Высший Мир.

Без детализации, при самом общем взгляде, космическое бытие можно разделить на два плана:

— физический план (соотносится с чувственно воспринимаемым природным миром, т.е. миром феноменов);

— трансфизический план (находится за пределами восприятия физических органов чувств, т.е. является миром ноуменов).

С точки зрения физики, физический план – это четырёхмерный (3 пространственных + 1 временная координаты) пространственно-временной континуум. Трансфизический план – совокупность онтологических реальностей иных измерений. Их метрика теоретически должна быть выше четырёх и может стремиться к бесконечности. Эзотерическая доктрина полагает, что жизнь и эволюция существуют на всех планах бытия. Эволюционный импульс движется спирально от планов высшей онтологической реальности (миры духа) к планам низшей онтологической реальности (миры материи) и обратно.

Как мы можем оценить идею многомерности бытия, опираясь на современную науку? Пока однозначная оценка невозможна. С одной стороны, классическая научная картина мира (КНКМ) признавала и признаёт лишь один уровень реальности – физический мир (четырёхмерный пространственно-временной континуум). С другой стороны, физика микромира теперь совершенно немыслима без идеи многомерности микрочастиц, в которых теоретики рассматривают проявленные и компактифицированные (свёрнутые вовнутрь) размерности. Кроме того, появляются теории (теория физического вакуума – Г.И. Шипов, А.Е. Акимов) математический аппарат которых допускает многомерность не только в микро, но и макромире.

Если оценивать общую тенденцию, то можно сказать, что физики год от года всё более лояльно начинают воспринимать идею многомерности бытия. А это, разумеется, усиливает позиции эзотерической онтологии и подрывает фундамент КНКМ.

Теория многомерности человека предполагает существование нескольких аспектов его сущности или системы тел – физического и энергетических. Постулируется, что многомерная сущность человека отражает в себе многомерную природу бытия. Ёмкой иллюстрацией здесь является древняя эзотерическая аксиома: человек есть микрокосм, содержащий в себе Макрокосм.

Эзотерические учения содержали в себе, как правило, достаточно хорошо разработанную многомерную антропологию. За различными терминами и количественной оценкой энергетических (тонких) тел человека легко просматривается общая идея – человек имеет земной смертный аспект своей сущности и космический бессмертный. Первый есть олицетворение тленной материи. Второй – олицетворение нетленного духа. (См. Приложение).

Эволюция духа есть постоянная смена энергетических и физических оболочек (форм), через которые он проявляется в тонких и плотных мирах. На человеческой ступени развития это выглядит следующим образом. Бессмертное духовное ядро – Космическая Индивидуальность (Атма – Буддхи – Манас) проявляется в очередном физическом теле. Постепенно формируется земной аспект сущности человека, т.е. сознание земной личности, связанное с физическим телом. Когда земная жизнь человека заканчивается, белково-нуклеиновое (физическое) тело и сопряжённая с ним эфирная (астральная) оболочка подвергаются разложению. Однако духовный (космический) аспект сущности человека продолжает своё бытие в трансфизических мирах. Его физическую основу составляют полевые формы материи, которые и являются носителями как личного сознания человека, так и безличного сознания его космической Индивидуальности. Постепенно первый аспект сознания поглощается вторым. То есть одна энергия «впитывает» в себя другую энергию. Позитивный опыт земной личности наполняет «резервуар» духовной Индивидуальности. Когда энергия личного сознания полностью угасает, духовное ядро опять воплощается в новой физической форме. Микроцикл эволюции повторяется вновь. Очевидно, что здесь речь идёт о теории перевоплощения духовной сущности человека, которую не нужно путать с теорией перевоплощения души.

Последняя теория предполагает сохранение личного аспекта сознания так сказать в явном, актуализированном виде. Эзотерическая доктрина это отвергает. Сохраняется, говорят Махатмы, безличный энергетический поток (его условно обозначают «духовным ядром»), который связывает две различные человеческие жизни. Личное сознание растворяется в этом потоке, как капля в ручье.

Если нечто подобное описанному имеет место быть в реальности, то весьма многое в концепции космической эволюции человека может быть объяснено и обосновано рациональными категориями.

Что же говорит наука? Теория перевоплощения – предмет научных дискуссий. Хотя число её сторонников во второй половине ХХ столетия значительно увеличилось, необходимость повышения качества и количества эмпирического материала сохраняется. Более определённая ситуация вырисовывается с проблемой автономности сознания от белково-нуклеинового организма. К настоящему моменту исследователями (В.П. Казначеев, Е.А. Спирина, Р. Моуди, М. Сэбом, Ст. Гроф, В.Г. Коротков и др.) собран достаточный материал, чтобы признать данную гипотезу в целом довольно справедливой.

И, наконец, теория развития бытия. Мы полагаем, что она не требует особых пояснений и обоснований, так как в современной философии идея развития существует как незыблемая аксиома. Для нас, в данном случае, имеет значение одно весьма важное следствие этой теории. Если принцип развития справедлив для бытия как целого и его отдельных систем и элементов, то мы должны (обязаны!) распространить его и на человека. Тогда мы вынуждены признать, что, с философской точки зрения, человек не может избежать определённых – позитивных либо негативных – изменений.

В принципе, это серьёзными учёными никогда не ставилось под сомнение. Однако, за редчайшим исключением (например, Л.В. Лесков, а до него космисты – Циолковский, Вернадский, Манеев и др.), никто не рассматривал возможность качественных трансформаций вида Homo Sapiens. В нашем же случае речь идёт не просто о трансформациях, но об их позитивной направленности – т.е. о дальнейшей эволюции, сопряжённой с выявлением новых качеств и свойств человека, а также с видоизменением его как биологического, так и энергетических носителей сознания и, разумеется, самого сознания как особого свойства духоматерии.

Итак, по-разному воспринимаемые классической наукой, три рассмотренные теории являют собой философский фундамент концепции космической эволюции человека в Учении Живой Этики и других эзотерических системах. Попытаемся проследить появление и видоизменение этих теорий (или соответствующих идей) в истории философии и выявить главные тенденции их развития.

ПРИМЕЧАНИЯ

[i] Скандально известное некоторое время назад киевское «белое братство» Марии-дэви к рассматриваемой организации никакого отношения не имеет

Написать ответ