Педагогика русского космизма

Педагогика русского космизма

Любое образование имеет под собой определённую философию. Русский космизм представляет отечественную философскую систему, которая способна выступать фундаментом соответствующего типа образования.

Русский космизм – не столько целостное учение, сколько совокупный образ мыслей, чувств и устремлений целой плеяды отечественных философов XIX – XX веков – Н.Ф.Фёдорова, Вл.Соловьёва, П.А.Флоренского, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Д.Л.Андреева, Н.К.Рериха и других. Их философское наследие вобрало в себя представления о мире и человеке, которые соответствуют русской культуре и её открытости безмерному космосу.

Русский космизм имеет несколько направлений: религиозно-философское (космизм философов и религиозных мыслителей), культурно-философское (космизм писателей, художников, композиторов), естественно-научное (космизм ученых).

Термин “педагогика русского космизма” введён А.В.Хуторским в 1990 году для обозначения педагогического направления развития русского космизма.

Каковы задачи педагогики русского космизма? С одной стороны, она  призвана служить краеугольным основанием для развития отечественной педагогики и системы национального образования в целом, с другой – выступать теоретической предпосылкой создания  соответствующего типа образовательного учреждения – Школы русского космизма.

Кроме того, педагогика русского космизма является одним из философских оснований дидактической эвристики.
Исходные положения педагогики русского космизма

Человек потенциально подобен окружающему миру, в определённом смысле соразмерен ему. Внутри человека нет ничего, что не находило бы отражения вовне и наоборот.

Идея соответствия микро- и макрокосма имеет очень древнюю историю. Русская культура придала ей свою особенность. Предназначение человека с точки зрения русского космизма состоит в его вселении в свой дом – макрокосм. Русское понятие “Вселенная” подчёркивает это предназначение, побуждает человека к движению – вселению.

Вселение может происходить не только физическим образом – с помощью полётов на ракетах, но и с помощью мыслей, чувств, медитаций. С точки зрения педагогики русского космизма через личную деятельность ученик ходит в соответствующие сферы внешнего мира. В результате развивается внутренний мир ребёнка. Расширяя его, ученик проникает и во внешний мир, осознаёт его, учится ориентироваться в нём.

Предназначение человека – выявить свой внутренний потенциал, раскрыть и реализовать себя в соответствии с индивидуальными возможностями и в соотношении с общечеловеческими, мировыми, вселенскими процессами.

Смысл образования заключается не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего как личностный, так и общекультурный его рост. Ученик образовывается в личном проживании культурно-исторических, естественнонаучных, художественных и иных образовательных процессов и достижений. Учитель не несет ученику готовой информации, а сопровождает его в самостоятельном постижении мира, вселении в него.

Весь внешний мир, включающий в себя такие области, как Природа, Культура, Семья, Социум, Наука, Техника и др. является для ученика объектом познания, постижения, переживания. В каждом из этих объектов есть свои каналы и способы познания (вселения). Задача педагогической системы – обеспечить ученикам возможности индивидуального движения в каждой из областей их внешнего мира. Для этого нужно определить основные смыслы (первосмыслы) в каждой области бытия и способы их познания.

Суть образования человека заключается тогда в его работе над ключевыми первосмыслами окружающих его сфер. При этом его внутренний мир обогащается внешним, внешний же наполняется внутренним. В бесконечной перспективе внутренний и внешний мир человека сливаются воедино. Микро- и макрокосм оказываются неразличимы. Сбывается завет древних: познавая себя, ты познаёшь всё. И наоборот: познавая всё, ты познаёшь себя.

Космическая педагогика

Русский космизм – одно из проявлений космизма в науке, культуре, искусстве. Соответственно, педагогика русского космизма – одно из течений космической педагогики.

Отдельные аспекты космической педагогики уже развивались в трудах отечественных педагогов, мыслителей. В частности, К.Н. Вентцель писал: “Надо научить ребенка сначала чувствовать себя частью маленького доступного ему для охвата сознанием уголка природы, частью поля, леса, луга, постепенно расширяя тот клочок земли, под которым он воспринимает себя как одно целое с природой, до размеров земли как планеты, а отсюда уже переход к солнечной системе, к звездной системе, составляющей нашу вселенную, и к безбрежной системе вселенных, охватывающих весь безграничный Космос” (Вентцель К.Н., 1993, с. 162).

В работе “Человек – сын Космоса и сын Человечества” К.Н.Вентцель формулирует педагогическую задачу – осознании родства с Космосом: “Каждая личность может дорасти до сознания, никогда ее не покидающего, что она не только сын своих ближайших родителей, отца и матери, но и Сын Великого Творящего Космоса и Великого Творящего Человечества. И развитие в себе чувства этой сыновности по отношению к Космосу и Человечеству есть только вопрос времени” (Вентцель К.Н., 1993, с. 163). “Цель космического воспитания заключается в том, чтобы довести воспитанника до сознания общности своей жизни с жизнью космической, до сознания того, что он со всем Космосом составляет одно нераздельное целое, которое развивается в каком-то направлении и что он, хочет ли этого или не хочет, так или иначе принимает то или другое участие в этом процессе развития космической жизни” (Вентцель К.Н., 1993, с. 202).

Исходные тезисы космической педагогики (в трактовке А.В.Хуторского, 1991 г.)

1. Космос – суть, монада, истина (не обязательно одинаковая для всех). Сам себя без опоры космос постигнуть не может, но должен. Поэтому происходит двоякое проявление монады в двух своих составляющих – микрокосме (Человек) и макрокосме (Мир, Вселенная). Взаимодействие этих составляющих – необходимое условие существования Космоса. Это условие предопределено самим Космосом, порождено монадой с целью самопостижения.

2. Через взаимодействие микро- и макрокосма происходит их собственное образование, образование Человека и Мира. Образование – третий элемент диалектической триады, которая выглядит как “Человек-Образование-Мир”. Образование здесь не только процесс, но и отдельная особая сущность, рядоположная и Миру и Человеку.

3. Сущность образования заключается в стремлении к тождественности Мира и Человека, к их взаимослиянию до высшей степени единства – первоначальной монады, Космоса. Движение Космоса к самому себе через двойственное своё проявление (микро- и макрокосм) – непреходящая и основная его задача.

4. Принятие Человеком своей космической миссии – слияния с Миром, – есть условие его образования как Человека.

Космическая педагогика и её отечественное направление – педагогика русского космизма, представляют собой объект и предмет дальнейших исследований.

Публикации

Вентцель К.Н. Заметки о космическом воспитании // Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. – М., 1993.

Хуторской А. Каждый человек – это Вселенная // Черноголовская газета. –  1990. – №1. – 16 ноября.

Хуторской А.В. Педагогика русского космизма // Частная школа. – 1993. – №2. – С. 11-22.

Хуторской А.В. Космическое ли это воспитание? // Учительская газета, 1995. – №26. – 14 июня. – С. 12.

Хуторской А.В. Виртуальное образованиe и русский космизм // Интернет-журнал “Эйдос”. – 1999. – 5 января. – В надзаг: Центр дистанционного образования “Эйдос”, e-mail: list@eidos.ru. См. также http://www.sufism.ru/barzah/cosm02.htm

Хуторской А.В. Эвристический смысл педагогики русского космизма // Духовно-нравственная культура преподавателя ВУЗа XXI века: Материалы международной конференции “Духовное возрождение на основе синтеза науки, религии, кльтуры, образования”. – М.: МГТА, 2002. – С.56-58.

Хуторской А.В. Педагогическое развитие русского космизма // Известия Международной славянской академии образования им. Я.А.Коменского. – 2005. – №3. – С.41-45.

Хуторской А.В. Философия русского космизма как аксиологический базис отечественного образования // Труды научного семинара «Философия – образование – общество» / Под ред. В.А.Лекторского. – М.: НТА «АПФН», 2005. (Сер. Профессионал). – Т.II. – С. 142-152.

Источник: Научная школа A.В.Хуторского. Педагогика русского космизма

Написать ответ