История русского космизма

В истории мирового космизма следует различать:

1) космизм традиционных культур, в которых космос был еще определяющим началом отношения «человек-космос» (мифологический, эзотерический, космизм восточных культур, античный космизм, космизм философов Возрождения и др.);

2) космизм культуры техногенной цивилизации, выдвигающий человека в качестве фактора космической эволюции.

Русский космизм, как особое течение философской и культурологической  мысли глобального мировоззрения, сформировался в конце XIX – начале XX вв. На формирование русского космизма оказали влияние исторические, социально-политические предпосылки, научный, философский и культурный отечественный потенциал, а также русская православная традиция, в рамках которой стремление к единению и всеобщности отразило постоянную готовность русского народа к решению проблем общемирового масштаба. Русский космизм это многоплановое явление, которое представлено не только отдельной группой академических философов и ученых, но и как составной частью народного мировоззрения. Русский космизм есть учение глобального мировоззрения.
При всей самобытности русский космизм не является чем то изолированным, локальным, оторванным от мировой философской мысли. Среди истоков этого учения можно обнаружить как восточные, так и западные влияния. В этой связи в общественном сознании широкое распространение получили идеи научного рационализма и материализма, повлекшие за собой развитие активной деятельности естественнонаучных, антропологических, этнографических и прочих обществ в России в конце XIX – начале XX веков. Среди основоположников космизма можно отметить наследие представителей ноосферного направления русского космизма Н.Ф. Федорова (1829-1903), К.Э. Циолковского (1857-1935), В.И. Вернадского (1863-1945).
Русский космизм возник в области соприкосновения русской православной культуры с её теоретическим представлением о единстве микрокосма и макрокосма и западно-европейского прикладного научного знания. Первые самобытные черты этого мировоззрения прослеживаются уже в творчестве М.В. Ломоносова. Окончательно, как целостное самобытное явление (характеризующееся несомненной полнотой всех отмеченных черт), русский космизм проявился в форме активного христианства Н.Ф. Фёдорова. С эпохи Ломоносова можно датировать время начала развития идейных корней русского космизма, если уподобить это явление культуры дереву, корни которого – в эпохах русского Просвещения и романтизма, ствол – учение Н.Ф. Фёдорова, ветви – теории его учеников (В.С. Соловьёва, К.Э. Циолковского) и их последователей (включая современных). Философское наследие М.В. Ломоносова опережает западноевропейскую и русскую мысль более чем на полвека (соответственно, в развитии идей цельности знания и единства не только наук, но и науки и религии). Также, как у В.Ф. Одоевского и Н.Ф. Фёдорова, у М.В. Ломоносова религия понимается как область целей, а наука – как область средств развития культуры. Творчество космистов XIX в. ближе к идеям М.В. Ломоносова, нежели к идеям немецких романтиков, и, таким образом, русский космизм, в своей основе – самобытное явление русской мысли.

В последующем изучению русского космизма, исследованию идей представителей этого направления  начались в первой половине XX века.

Это работы таких авторов, как А.К. Горский, В.А. Кожевников, Н.П. Петерсон, Н.А. Сетницкий и другие. Так, например, В. А. Кожевниковым и Н.П. Петерсоном были систематизированы идеи Н.Ф. Федорова. Немалая заслуга в исследовании философских взглядов русских космистов, а также других учений, на базе которых возникла их концепция, принадлежит Н.О. Лосскому – автору «Истории русской философии», впервые изданной в первой половине XX века.

В советское время тема русского космизма изучалась недостаточно, существовали определенные идеологические ограничения (особенно это касается религиозно-философской линии космизма). Исследования этого периода, посвященные духовному наследию данных авторов, отличает критический подход. Он, в частности, характерен для работ Н.К. Гаврюшина (1972), Ю. Д. Туренко (1970) и ряда других.

С конца 80 – начала 90-х годов исследовательский интерес к русскому космизму переживает новое рождение. Особенно это касается изучения проблем духовности и целостности сознания.

Общефилософскому анализу русского космизма посвящены исследования Ф.И. Гиренка, В.Н. Дуденкова, СП. Поздневой, Г.А. Хотинской и др. Целостное рассмотрение этой теории мы находим в работе «Философия русского космизма» (1996 г.), где русский космизм рассматривается в контексте всей отечественной культуры. Историософские позиции теории русского космизма затрагиваются в работах В.Н. Демина и В.П. Селезнева, Б.В. Емельянова, М.Б. Хомякова. В ряде работ исследуются социологические аспекты русского космизма (В.А. Мележик, Ю.А. Харламов). Психологический аспект русского космизма анализируется в трудах А.И. Зеличенко, М.Л. Константиновой, Ж.С. Журибеды, О.В. Козлова. Культурологическому аспекту русского космизма посвящены работы Н.В. Гусевой, Л.М. Максимовой, В.А. Разумного и др. В них раскрыты традиции культуры и проблема духовности в третьем тысячелетии. Отдельные исследования раскрывают тенденции космизма в отечественном искусстве (Ю. Линник). Религиозные проблемы, поднятые в русском космизме, исследуются в работах Г. Семеновой, А.Н. Волкова и др.
В последние десятилетия прошлого века исследования русского значительно оживились. Проводились различного рода конференции: Русский ноосфера, Философия космизма и современная авиация (Москва, 12-04.2007),
проводятся Чтения памяти Н.Ф.Федорова (1Х Международные Чтения Федорова прошли в декабре 2003 г., Х –ые пройдут в ноябре 2007 г.в октябре 2003 г. в Белграде прошла Международная конференция «Космизм литература», проведены ряд собраний педагогов в г.Боровске. Открывались картин А.Л.Чижевского, Н.К.Рериха (в г. Рыбинске в марте 2007 г.) и других художников-космистов (например, О.Высоцкого в г.Ярославле в январе 2003 г.). В прошлом экраны вышел художественный фильм «Космос как предчувствие», Были кандидатские и докторские диссертации по ряду идей русского космизма8.
Значительный интерес представляют работы, посвященные проблеме становления ноосферного сознания у детей и взрослых (Е.П. Левитин, Н.Н. Моисеев, СМ. Половинкин), воспитания духовности в ее антропокосмическом аспекте (И. Бестужев-Лада, В.А. Пономаренко, Н.В. Шелковая и др.), взаимосвязи ноогенеза и личностно-ориентированной педагогики (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, А.В. Суворов, В.Ю. Троицкий, И.С. Якиманская и т.д.). Этим же вопросам посвящены доклады В.М. Меньшикова (материалы конференции «Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология», 1996 г.) А.И. Еремкина, И.Ф. Исаева, М.И. Ситниковой (материалы международной научно-практической конференции «Инновации в образовании: теория и практика», 1998 г.) Н.И. Шевченко (материалы международной научно-практической конференции «Социальное предвидение и прогнозирование как феномен социальноисторического творчества: методология, проблемы, поиски», 1998 г.), Н.Г. Тарасенко (материалы региональной научно-практической конференции «Белгородская область вчера и сегодня». T.I, 1999 г.) и др.

Защищены кандидатские и докторские диссертации, в которых раскрыты различные аспекты русского космизма. Философские аспекты освещены Т.В. Арамовой, А.Т. Бакарадзе, В.Г. Безносовым, Н.Г. Бых, В.Н. Деминым, Г.М. Ефимовой, В.Л. Кругловым, О.Д. Куракиной, Т.В. Максименко, А.А. Оносовым, М.И. Потапенко, Н.В. Самсоновой, М.Б. Хомяковым. В диссертациях А.Г. Андреевой, Ф. Лукиной, О.В. Пимановой, Н.П. Юдиной рассматриваются идеи гуманистического, ненасильственного, нравственноориентированного воспитания. Вопросам развития современной духовноличностной педагогики, ориентированной на целостное единство мира и человека, посвящены диссертации М.Г. Иванова, Л.Г. Кожевниковой, СВ. Кульневич, М.А. Недумовой, Л.М. Оплетаевой, Л.Н. Пауковой, В.Г. Посновой, Е.В. Яковлевой.

Написать ответ