Русский художник-космист В.Черноволенко.

Фильм о известном русском художнике, космисте В. Черноволенко, последователя Н.К.Рериха.
Виктор Тихонович Черноволенко родился в Москве 28 февраля 1900 г. В 1918 г. окончил 1-е Московское реальное училище. В группу Амаравелла вошел в 1926 г. В 1929 г. вместе с Б. А. Смирновым-Русецким совершил поездку по Ладоге. Творческим результатом поездки стал цикл графических произведений Север. В конце 1957 г. встречается с Ю. Н. Рерихом. Встреча эта оценивалась художником как поворотный этап в его творчестве. Об этом он писал впоследствии Мне открылись такие горизонты на пути творчества, о которых я раньше и не мог даже мечтать. Основные персональные выставки: Институт атомной энергии им. Курчатова (1965), Мемориальный музей композитора А. Н. Скрябина (1966), редакция газеты Комсомольская правда (1972), 3-я конференция Свет и музыка (Казань, 1975), Научный центр АН СССР в Пущино (1978), редакция журнала Декоративное искусство (1981), Институт космических исследований (1983), Центральный Дом кино (1986). В 1984 году выставка произведений В. Т. Черноволенко состоялась в Будапеште, а в 1989 г. — в музее Ф. М. Достоевского в Ленинграде.
Космизм как направление в искусстве
Творческий путь
Шедевры русской живописи
Рождение туманности.
В Москве, в семье Черноволенко Тихона Константиновича и Натальи Владимировны, 13 марта 1900 года родился третий сын — Виктор; два старших — Адриан и Юрий — появились на свет в конце прошлого столетия. В мальчиках воспитывали доброту и уважение к старшим, прививали им интерес к русским сказкам, водили в театры и на концерты. На летних каникулах братья со своими сверстниками разыгрывали представления под водительством Адриана. Заготавливались красочные афиши и пригласительные билеты, шились костюмы Как знать, не тогда ли уже зародилась тяга к искусству у Юрия, который стал впоследствии драматическим актером, а в душе Виктора пробудилось неодолимое стремление к живописи. Его небольшая работа маслом «Любимый пейзаж» (1914 год) убедительно говорит в пользу этого предположения. В 1918 году Виктор заканчивает Первое реальное училище. Еще будучи в выпускном классе, он подряжается работать по вечерам статистом в частной Опере Зимина. Здесь, кстати, ему посчастливилось слушать великих наших певцов — Федора Шаляпина и Леонида Собинова. В ряды Красной армии Виктора призвали в 1919 году. Служил он в Сибири, но в конце следующего года заболел туберкулезом легких и после лечения был освобожден навсегда от военной службы. Возвратившись в Москву, Черноволенко нанимается на работу на завод «Каучук». Однако неизлечимый недуг вскоре вынуждает его уволиться.
Шедевры русской живописи
Раздумье.
В 1923 году тяжело больного Виктора везут в Иркутск к известному тибетскому целителю. И случается чудо: тот возвращает к жизни молодого художника. Через полгода Виктор уже опять числится на «Каучуке», а в 1926 году переходит трудиться в типографию «Рабочей газеты».
Наступает 1935-й голодный год. Тяжелые материальные обстоятельства вынуждают Черноволенко уехать на Дальний Восток на два года. Виктор приехал на Дальний Восток, в Приморский край, где в отрогах Сихотэ-Алиньского хребта, в тридцати километрах от побережья Японского моря, находился горнорудный комбинат «Сихали». Там на руднике Тетюхэ он приступил к работе. В то время я жила и работала там же телеграфисткой. В наш далекий край телеграф приносил тревожные вести. Четкие знаки азбуки Морзе выстукивали на телеграфной ленте информацию о «поджоге рейхстага» и о многих других событиях, происходивших в Европе, предвещавших мировую трагедию. В местной газете «Сихотэ-Алиньский рабочий» регулярно печатали сообщения ТАСС.
Вся культурная деятельность поселка была сосредоточена в клубе. Проводились лекции, выступали самодеятельные хоровые и танцевальные группы, драматический кружок ставил спектакли, так же показывали киноленты тех лет. В клубе было пианино Однажды во время репетиции я услышала доносившуюся из зала изумительную музыку, и, сойдя со сцены в зал, остановилась, чтобы не мешать. Играл не знакомый мне человек. Прежде я никогда не слышала такой музыки.
Окончив играть, он обернулся в мою сторону и, пристально всматриваясь в мое лицо, спросил «Вам понравилась музыка?» Поборов смущение и волнение, я вымолвила лишь одно слово: «Очень». Так произошло мое знакомство с Виктором Черноволенко, позвавшим меня в мир прекрасного. Виктор стал моей Судьбой, старшим наставником, добрым другом.
Как работник, Черноволенко обладал незаурядными деловыми качествами, пользовался большим доверием со стороны руководства комбината «Сихали». Ему поручали ответственные задания, и осенью 1933 года его командируют в Москву решать неотложные проблемы, которые требовали много сил, находчивости, ответственности и мужества. Потребовалось почти шесть месяцев напряженной работы, чтобы все сдвинуть с мертвой точки: пробить брешь в плотине бюрократических Главков и добиться со стороны должностных лиц понимания задач и нужд комбината.
В ноябре 1934 года я вышла замуж за Виктора. В конце года по окончании договора Виктор возвратился в Москву, а я смогла приехать только в феврале 1935 года.
Шедевры русской живописи
Волшебное зеркало.
Здесь я начала работать и учиться в вечерней школе. По выходным дням Виктор и я стремились бывать в театрах, ходить в музеи или концерты. Так началась моя новая жизнь: приобщение к миру искусства и познавание красоты мира.
В июле 1935 года Виктор и я уезжаем на край света, в Якутию. Но пробыли мы там, к сожалению, недолго: из-за сурового климата болезнь легких сразу обострилась, и пришлось скороспешно возвращаться в столицу. Целых восемь месяцев пролежал он в туберкулезной больнице, пока не окреп. А когда окончательно пришел в себя — опять умчался на Дальний Восток, теперь уже без меня (я в ту пору готовилась к поступлению в институт). Вернулся он в конце тридцать седьмого года, и с той поры уже никогда из Москвы надолго не отлучался.
Время шло, неотвратимо надвигалась Вторая мировая война. Нашему поколению никогда не забыть ту все нарастающую тревогу неминуемой мировой беды. Когда в июне сорок первого на Советский Союз обрушились громады бомб, танков, орудий и войск, стало ясно: Армагеддон, начавшийся в Европе с конца тридцать первого года, через десять лет стал бушевать на всей планете.
Виктор Тихонович проработал на заводе всю войну, после трудился на других предприятиях Москвы, и в 1960-м вышел на пенсию. Этим кратким образом трудовой деятельности я завершу одну страницу его жизни.
Небезынтересно узнать, как рождается творческая личность, как человек ищет свой путь к избранной цели, которая составляет истинный смысл жизни, и как стремится осмыслить свое предназначение в мире. Любовь к литературе и искусству, вынесенная из детства, со временем выросла у Виктора Черноволенко во всепоглощающую страсть к обретению знаний.
Шедевры русской живописи
Равновесие.
Он не мыслил свое существование без книг любимых поэтов, особенно Лермонтова, без посещения выставок известных художников, без любимой Третьяковки. В залах галереи он часами простаивал у полотен М.А. Врубеля и М.В. Нестерова. Через всю жизнь Виктор пронес особое благоговение к творчеству этих замечательных художников, столь близких ему по духу.
Как он сам вспоминал, его поражали и восхищали рисунки Врубеля к лермонтовскому «Демону», исполненные на больших листах черной акварелью. Захватывало не только богатство тональных переходов и красота орнамента, но и не передаваемая словами глубина понимания поэмы. Встреча с творчеством Врубеля открыла простую истину: художнику подвластно передать глубинный духовный мир.
В середине двадцатых годов, не имея специального художественного образования, Виктор делает робкие попытки испробовать свои силы в живописи и рисунке.
В 1926 году, во время посещения одной из выставок, он встретился с художниками П. П. Фатеевым, Б.А. Смирновым-Русецким, В.Н. Пшесецкой (Руной). Несколько позднее они познакомили Виктора с А.П. Сарданом и С.И. Шиголевым.
Виктору очень понравились его новые знакомые, и они подружились. Доверительные отношения были основаны на глубоком интересе к искусству, к идеям К. Э. Циолковского о Космосе, к философии Востока. Общее тяготение ко всем новым веяниям в искусстве и личные симпатии создавали особую атмосферу в их взаимоотношениях. Так сложилась творческая группа, которую сами художники назвали «Амаравелла».
Интересно вспомнить, что название группы родилось в 1927 году. За год до этого в Москве побывал Николай Константинович Рерих и встречался с одним из членов группы — Б.А. Смирновым-Русецким, от которого и узнал о существовании группы молодых художников. Знаменитый мастер предложил организовать в США выставку работ космистов, почти не известных в России. Вот тогда сами космисты и придумали для своей группы имя: «Амаравелла». Вслед за тем руководитель группы, художник П.П. Фатеев, предложил составить манифест «Амаравеллы».
Сейчас из составителей манифеста никого нет в живых.
«Манифест группы художников-космистов «Амаравелла». 1927 год.
1. Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь.
2. Научить этому нельзя.
3. Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника.
4. Нагие творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира.
5. В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенный, не претендуя на самодовлеющее значение.
6. Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания — тогда их мысль будет достигнута».
Шедевры русской живописи
Пробуждайся! Спящий!
Став членом группы «Амаравелла», Виктор понимает, что ему предстоит большая работа над совершенствованием своей техники. Он начинает много и серьезно работать над рисунком и одновременно пишет маслом. Друзья помогают советом и вдохновляют на серьезные поиски. К 1927 году относятся его примечательная картина «В глубинах Вселенной. Свет угасшей звезды» и несколько других, которые, к сожалению, не сохранились, как и карандашные рисунки. От 1928 года уцелела всего лишь одна работа маслом «Древний символ мудрости». Изображение ЧАШИ как символа проходит через многие работы Виктора Черноволенко — вплоть до последних. На многих рисунках символ этот доминирует. И это не случайно. Как известно, ЧАША — древнейший знак, символ накопления знаний, опыта человеческого духа во все времена пребывания человека на Земле.
К 1929 году относятся две картины: «Человек на просторах Космоса» и «Пробуждайся, спящий!» — и около десяти рисунков в карандаше. Из пяти работ маслом за 1930 год особенно впечатляет большое полотно: «Куда идешь, человечество?» Здесь много намеков и знаков, над которыми стоит задуматься. Космически — это пора смены: эпоха Рыб начинает вытесняться эпохой Водолея. Думаю, внимательный читатель и зритель «услышит речь этих картин»…

Написать ответ