Воспоминания о Сергее Павловиче Королёве

Настоящая страница предназначена для воспоминаний о Главном конструкторе.

Источники: Книга “Конструкторы”, А.П. Романов и В.С. Губарев – М.: Изд-во полит. литературы, 1989. (“На пользу всему человечеству”);
книга “Соприкосновение с Космосом”, В.Н. Ходаков – М., Изд-во РУДН, 2005;
книга “Праздные мысли” (очерки, статьи, воспоминания), Борис Раушенбах – М.: АГРАФ, 2003

На пользу всему человечеству

Многое успел сделать для человечества за свою жизнь замечательный ученый Сергей Павлович Королёв. Но о еще больших свершениях мечтал его глубокий и дерзновенный ум, щедрый на смелый полет фантазии, на удивительное предвидение. Каждая встреча, беседа с С. П. Королёвым приносила людям радость общения. Поражала широта проблем, которые решал ученый, покоряла его горячая вера в беспредельные возможности человека, в то, что освоение космоса принесет людям благо и счастье.

Чем дальше отодвигаются во времени встречи, тем ярче видится мне зтот удивительный человек – творец, организатор, коммунист.

Одной такой беседой с Сергеем Павловичем Королёвым автору этой повести и хочется начать свой рассказ о Главном конструкторе ракет и космических кораблей.

…Просторный зал с окнами, выходящими в обширный двор, занесенный снегом… Слышу знакомый, чуть глуховатый голос С. П. Королёва:

– Пригласите.

Кабинет небольшой. По стенам – деревянные панели. Скупой солнечный луч проходит через окно и застывает на столе, на котором ни одного предмета. Нет даже календаря. Позади на стене маленькая доска. Тряпка, мел. На коричневом поле ее – следы написанных цифр. Сбоку в углу – столик с телефонным пультом. Бронзовый бюст В. И. Ленина. Справа от меня, на специальной подставке,- глобус Луны. Слева на шкафу – модель первого искусственного спутника Земли.

Начинается незначительный разговор, который порой необходим, как ступеньки, ведущие к главной теме. Естественно, что речь заходит о космических проблемах и, неожиданно, о космическом дневнике, который я веду несколько лет.

К о р о л ё в. Наш разговор – очередная страница вашего дневника?

А в т о р. Не скрою. Если бы вы рассказали хотя бы кратко свою биографию!

К о р о л ё в. А почему мою биографию? (В голосе недовольные нотки.)

А в т о р. Вы – Главный конструктор.

К о р о л ё в. Вот что я попрошу…

Ученый вышел из-за стола, прошелся по комнате и остановился возле меня. Я встал…

К о р о л ё в. В одном из репортажей кто-то из вас, журналистов, написал примерно так: “Главный конструктор – мозг, душа, сердце всего дела”. Да, я один из руководителей. Но не забывайте: все, что сделано, делается и будет сделано по созданию ракет-носителей, космических кораблей, подготовке космонавтов,- это результат усилий значительной группы ученых, конструкторов, людей подлинного таланта. Прошу это всегда помнить… Надо рассказывать о многих десятках людей, о многих десятках ученых, воспитанных нашим народом…

С некоторыми из них я знакомил вас, говорил о них. Сергей Павлович называл фамилии, а я думал: да, действительно говорил…

А в т о р. А может, все-таки разрешите начать с вас, Сергей Павлович?

К о р о л ё в. Одно из ярких воспоминаний моей жизни – это встреча с Константином Эдуардовичем Циолковским… Шел 1929 год. Мне было тогда что-то около двадцати трех. Вместе с друзьями мы уже в то время увлекались планеризмом, самолетостроением, разрабатывали небольшие собственные конструкции…

Приехали мы в Калугу утром. В деревянном доме встретил нас высокий старик в темном костюме. В руках его был слуховой аппарат в виде рупора из жести. Он прикладывал его к уху, но просил говорить негромко. Запомнились удивительно ясные глаза. Говорил Циолковский энергично, обстоятельно. Минут за тридцать он изложил нам суть своих взглядов. Не ручаюсь за точность сказанного, но запомнилась мне одна фраза. Когда я, с присущей молодости горячностью, заявил, что отныне моя цель – пробиться к звездам, Циолковский улыбнулся и сказал:

– Это очень трудное дело, молодой человек, поверьте мне, старику. Это дело потребует знаний, настойчивости, терпения и, быть может, всей жизни…

– Я не боюсь трудностей,- ответил я тогда.

– Ну вот и отлично. Начните с того, что перечитайте все мои работы, которые вам необходимо знать на первых порах. Прочтите их с карандашом в руках. Я всегда готов помочь вам.

На прощание Константин Эдуардович подарил мне несколько своих книг, изданных в Калуге. Я был счастлив!

Признаться, ряд произведений К. Э. Циолковского я тогда еще не читал. Издавались они редко и маленькими тиражами. Найти их было нелегко. Когда нам удалось организовать ГИРД, я с радостью занялся опытами. У нас подобрался замечательный коллектив энтузиастов…

Сергей Павлович на минуту умолк, положил на стол свои руки и задумался. Видимо, вспомнил давние годы, когда он вместе с товарищами-энтузиастами работал над первыми ракетами. Многие из его друзей стали видными учеными, многие приняли участие в создании первых искусственных спутников Земли, космических кораблей, ракетно-космических систем.

К о р о л ё в. Собственно говоря, после взволновавшей нас встречи с Циолковским мы с друзьями и начали активные действия и даже кое-какие практические опыты.

А в т о р. Если можно, расскажите о них.

К о р о л ё в. Как известно, энергетическим элементом космических ракет являются ракетные двигатели в основном на жидком топливе, или так называемые ЖРД – жидкостные ракетные двигатели. Наши исследования прежде всего шли именно в этом направлении. Нам необходимо было топливо, способное дать такое количество энергии, которое может оторвать ракету от Земли… Приведу один пример: килограмм определенного топлива при сгорании выделяет, допустим, тысячу калорий, а, например, водород и кислород на каждый килограмм смеси – раза в три больше… Замечу, что идея рождения ракетного двигателя, работающего на жидком топливе, полностью принадлежит нашему великому соотечественнику К. Э. Циолковскому.

– Будем, пожалуй, все же заканчивать нашу затянувшуюся беседу. В заключение мне хочется сказать; то, чего мы добились в освоении космоса,- это заслуга не отдельных людей, это заслуга всего народа…

Потом были еще встречи. И трудно сейчас сказать, какая из них привела к мысли написать книгу. Все они свежи в памяти. Как сейчас, слышу неторопливый, такой знакомый голос С. П. Королева:

– Не забывайте: все, что сделано, делается и будет сделано по созданию ракет-носителей, космических кораблей, подготовке космонавтов,- это результат усилий значительной группы ученых, конструкторов, людей подлинного таланта. Прошу это всегда помнить.

Сергей Павлович Королев (ко дню рождения). Автор – В.Н. Ходаков

“Безграничный космический океан станет в ближайшие годы одной из самых крупных областей приложения новейших человеческих познаний в различных областях науки и техники для того, чтобы люди в космосе могли надежно и безопасно работать…” С.П.Королёв

В январе исполняется очередная годовщина ученому с мировым именем, конструктору первых ракетных и космических комплексов, дважды Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и Государственной премий, действительному члену Академии наук, первому лауреату золотой медали Российской Академии наук имени К.Э. Циолковского.

Говоря о С. П. Королёве, трудно даже крупными штрихами охарактеризовать его величие, новаторство, целеустремленность, умение организовать работу, работать самому и захватить в эту работу всех.

С.П. Королёв увлекал за собой не только коллективы своего конструкторского бюро и завода, но и коллективы многочисленных смежных предприятий. Он создал кооперацию, которая существует и сейчас.

Под руководством С.П. Королёва созданы первые, различные по назначению боевые ракетные комплексы, в том числе первая межконтинентальная баллистическая ракета, тем самым заложена основа в создании ракетно-ядерного щита нашей Родины. В декабре 1959 года в Плесецке заступила на боевое дежурство первая дивизия межконтинентальных ракет – знаменитых “семерок”, был подписан документ о создании нового вида вооруженных сил – Ракетных войск стратегического назначения, которые в этом году празднуют свое 40-летие.

Прав был Гёте, говоря: “Гений занимается чем хочет, талант – чем нужно. Все остальные им подражают”.

Всегда планы С.П. Королёва были устремлены в будущее и основывались на необходимости проникновения человека в сокровенные тайны природы. С.П. Королёв осуществил прорыв в космическое пространство – запуск первого искусственного спутника Земли и дерзновенный полет первого человека – нашего соотечественника – на борту космического корабля “Восток”.

С.П. Королёв встал в ряд великих ученых, навсегда прославивших отечественную и мировую науку, чьи бессмертные дела обогатили человеческую цивилизацию.

Недавно в Америке состоялся симпозиум с целью выделить из множества предложений наиболее значительные имена ученых двадцатого века. При этом в качестве критерия отбора было предложено считать в первую очередь уникальное видение разрешения той или иной проблемы. Мировая научная общественность высоко оценила заслуги нашего великого конструктора С.П. Королёва…

Уже в предвоенные годы С.П. Королёв стал признанным авторитетом в области авиационной и ракетной техники, в деле практического применения принципа реактивного движения: он конструировал планеры, создавал с Ф.А. Цандером ГИРД, с М.К. Тихонравовым, первую, экспериментальную ракету ГИРД-09. Участвовал в реорганизации РНИИ и руководстве работами по крылатым ракетам и ракетопланам. В годы Великой Отечественной войны С.П. Королёв работал над улучшением боевых качеств серийных самолетов путем установки на них вспомогательных ЖРД.

С 1946 года С.П. Королёв был назначен главным конструктором по созданию управляемых баллистических ракет дальнего действия. Одновременно были назначены главные конструкторы систем радио и автономного управления полетом ракет, средств наземного оборудования, гироскопических систем, двигателей ракет. Поставленные перед коллективами институтов и конструкторских бюро задачи по разработке отечественных ракет дальнего действия в кратчайшие сроки были выполнены.

Ракета Р-1 принята на вооружение в 1950 году, ракета Р-2 с дальностью 600 км – в 1951 году, ракета Р-5М с дальностью 1000 км – в 1956 году. Первая межконтинентальная ракета Р-7 принята на вооружение в 1960 году.

При создании межконтинентальной ракеты коллективом ОКБ под руководством С.П. Королёва в сотрудничестве с организациями и институтами промышленности, Министерством обороны, Академией наук были решены многие научно-технические проблемы и разработаны конструкции, нашедшие применение и дальнейшее развитие в разработках стратегических ракет последующих поколений.

Всегда планы С.П. Королёва строились исходя из необходимости завоевания передовых позиций нашей науки, ракетно-космической промышленности. Разрабатывается развернутая программа научных исследований верхней атмосферы с помощью геофизических ракет, оснащенных научной аппаратурой. Большую помощь С.П. Королёву оказывали президенты Академии наук С.И. Вавилов и А.Н. Несмеянов.

В ходе разработки межконтинентальной ракеты стала очевидна возможность достижения первой космической скорости и выведения искусственного спутника Земли (ИСЗ).

4 октября 1957 года был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли весом 83,6 кг. По инициативе С.П. Королёва форсируется программа космических исследований. Большую роль в ее формировании сыграл М.В. Келдыш.

В этот период четко видны три направления в разработке космических аппаратов: простейших спутников Земли, научных и народнохозяйственных спутников, автоматических межпланетных станций. Для этого С.П. Королёв планомерно совершенствует двухступенчатую ракету, создавая на ее основе трехступенчатую (“Восток”), а впоследствии и четырехступенчатую (“Молния”) ракетные системы с соответствующим увеличением веса полезного груза в несколько раз. С их помощью были осуществлены запуски искусственных спутников Земли самого различного назначения, в том числе серии “Космос”, “Электрон” и “Молния”, автоматы для исследования Луны, Марса и Венеры. Я всегда поражался технической дальновидности С.П. Королёва при создании изделий ракетно-космической техники. Он понимал, что каждое направление решает свои задачи и требует огромных усилий.

С.П. Королёв передал тематику по баллистическим ракетам в Днепропетровский коллектив, впоследствии прославившийся выдающимися достижениями под руководством академика М.К. Янгеля. Тематику по межпланетным исследованиям С.П. Королёв передал КБ, возглавляемому Г.И. Бабакиным. По инициативе Сергея Павловича были созданы несколько КБ: под руководством В.П. Макеева по боевым баллистическим ракетам для подводных лодок, под руководством Д.И. Козлова по спутникам наблюдения, под руководством М.Ф. Решетнева по связным спутникам. Разработки этих КБ создают и сейчас многие изделия мирового уровня, предназначенные для решения самых различных задач.

В деятельности С.П. Королёва большую роль играли его настойчивость в достижении цели, стремление доказать свою правоту, глубокая инженерная эрудиция, незаурядные организаторские способности. Он работал с такими крупными учеными, как В.П. Глушко, В.П. Бармин, Н.А. Пилюгин, В.И. Кузнецов, М.С. Рязанский и др. Но в силу своего авторитета Сергей Павлович занимал особое место. Именно по его инициативе впервые в стране был организован коллегиальный научно-технический орган – ставший знаменитым Совет главных конструкторов, который блестяще решал технические проблемы при создании уникальных образцов ракетно-космической техники. Стиль и методы работы Совета стали образцом работ во многих отраслях промышленности.

Особое значение придавал С.П. Королёв программе пилотируемых полетов, неизменно отмечая ее сложность и большую ответственность. Создание пилотируемых космических кораблей потребовало решения новых научно-технических задач, среди которых были такие проблемы, как спуск пилота с орбиты полета. Создание систем жизнеобеспечения в условиях невесомости и перегрузок при спуске. Решались вопросы, касающиеся вмешательства космонавта в работу систем корабля и многие другие. Совершенно новыми при подготовке первого пилотируемого космического полета были вопросы безопасности космонавта на всех этапах полета, им С.П. Королёв уделял особое внимание.

12 апреля 1961 года впервые в истории человечества космический корабль с летчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным был выведен на орбиту спутника Земли. Имя Ю.А. Гагарина теперь знает весь мир. И сейчас просто невозможно представить, что первым полетел кто-то другой. Запуски пилотируемых космических кораблей “Восток”, “Восход” следовали друг за другом, решая целый ряд важнейших технических задач для будущего космонавтики: групповые полеты кораблей, проведение выхода человека в открытый космос, полеты многоместных кораблей.

Под руководством С.П. Королева был разработан более комфортабельный корабль “Союз”, который предназначался для решения широкого круга научных и технических исследований. Решение их позволило создать целый ряд новых систем и агрегатов, перейти к созданию первых орбитальных станций. Отработка управления процессов сближения и причаливания кораблей “Союз”, их механической и электрической стыковки легли в основу модульного принципа построения крупных орбитальных станций. И сейчас “Союз” – единственный космический корабль, на котором летают все наши космонавты.

Сергей Павлович спешил сделать многое, у него было много технических идей и планов. Корабли “Союз” и орбитальные станции “Салют” и “Мир” начали летать, когда его уже не стало.

Б.В. Раушенбах о С.П. Королёве

Работать с Королёвым было трудно, но интересно. Повышенная требовательность, короткие сроки и новизна… Он всегда до тонкостей хотел знать проблемы, которые решали его сотрудники, докладывая ему тот или иной вопрос, я нередко слышал: “Не понял, повторите”. Это “не понял” не каждый руководитель мог бы себе позволить, боясь уронить свой авторитет в глазах подчиненного. Но подобные человеческие слабости были совершенно чужды Сергею Павловичу. Все наши проекты находили воплощение в ракетной технике, в первую очередь, благодаря С.П., которого никто и ничто не могло остановить, если что-то было ему нужно для дела.

Время – это то, что Королёв ценил больше всего, и которого вечно ему не хватало.

В новой технике, как на войне: сражение выигрывает не тот, кто подает советы, а тот, кто принимает решение…

Королёв говорил, что всегда ждал подтверждающего голоса интуиции, “как третьего звонка”… Как часто он, полагаясь на интуицию, решал спорные вопросы и никогда не ошибался! Он никаким ученым не был.

Еще пишут, что он был великий инженер, – это абсолютная чепуха… потому что он мало чем занимался: нет ни одной теоремы Королёва, ни одной формулы Королёва, Но он обладал и ещё одним удивительным свойством – при недостатке информации всё-таки принимать верное решение… Опять потрясающее чутье, которое его никогда не подводило. Такое дело, каким руководил он, можно было вести только с характером Королёва – характером полководца.

Сергей Павлович был великолепным психологом, не предвзято, не однобоко подходя к человеку. Не делил на “беленьких” и “черненьких”, видел людей со всеми их “полосочками” и “крапушками”. Это помогало ему в полной мере использовать свой талант вожака, он умел заражать своим настроением окружающих: энтузиазмом, спешкой или, наоборот, спокойствием; словом, тем, что он в этот момент считал нужным для дела.

Считаю, что главным у Королёва было не то, что он что-то придумал или изобрёл. Я в своё время долго размышлял о Королёве и всех тех людях, которые действительно совершили крупные открытия, я бы сказал, открытия общемирового значения, и думал, как их назвать одним словом: великий ученый, великий инженер? Все это ерунда. Великих ученых много, много и великих инженеров. А эти люди были явлениями уникальными. И я, повторяю, не придумал лучшего слова, чем полководец.

Имя ученого переходит из летописи науки в историю человечества лишь при обстоятельствах чрезвычайных, когда решается новая задача, вставшая перед человечеством. Судьба Королёва – главного конструктора космических кораблей – подтверждает эту мысль.

Источник

Написать ответ