И. С. Овечкина. Космизм и русское искусство первой трети XX века.

Овечкина Ирина Станиславовна

Космизм и русское искусство первой трети XX века.

Специальность: 24.00.02 – Историческая культурология.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Краснодар

1999

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования.

Современное состояние российского общества, его проблемы заставляют нас пересмотреть свои духовные и мировоззренческие идеалы.

На наших глазах происходит ломка старых представлений о мире и возникает новое отношение к нему. Идут активные процессы переоценки ценностей, которые протекают достаточно бурно. В одних случаях они приводят к озлобленности и неверию, в других – катализируют стремление к высшим идеалам, к поиску новых подходов в оценке духовного наследия.

Возникает интерес к различным философским, религиозным учениям, прошлым культурным ценностям, которые нашли свое концентрированное выражение в творчестве передовой интеллигенции России рубежа XIX – XX веков.

Интеллектуальный климат России начала XX века во многом определила русская религиозная философия, в том числе и идеи русского космизма, которые актуальны и сегодня. Они оказались в русле напряженных поисков истины о мире и человеке и представляют особый интерес для понимания процессов, происходящих в общественном сознании современного общества. В определенных параметрах идеи космизма стали доминантой глобальной идеологии XXI столетия.

Русский космизм актуализирует проблему, теснейшим образом связанную с философией единства, которая в искусстве перерастает в идею синтеза. Она принадлежит к числу наиболее ярких проявлений русской культуры конца XIX – начала XX века и напрямую соприкасается с мировоззренческим обоснованием целостной картины мира.

Актуальность синтеза искусств обостряется на протяжении последних десятилетий XX века, а теории художественного синтеза, основываясь на единстве общего и особенного, приобретают широкое универсальное значение. Это обусловлено преодолением разрыва между духовным и материальным в жизнедеятельности человека, стремлением гармонизировать социально-исторические, этико-психологические и художественно-эстетические искания культуры и искусства “ серебряного века”.

Художественный синтез выступает главным формообразующим принципом в искусстве и тесно связан с концепциями русского космизма вообще и творчеством С.П.Дягилева, в частности.

Степень изученности проблемы и источники исследования. Обращение к русскому космизму как феномену мировой культуры нашло отражение во многих областях знания.

Первые значительные теоретические исследования в этой области появились в античной космологии и древнегреческой философии. В них идея взаимосвязи между миром человека и миром природы служила мировоззренческим основанием исторического развития научной картины мира,’ где космос понимался как объективное начало, а человек был его неотъемлемой частью, растворенной в нем.

Отношение к природе, противостоящей человеку, стало актуальной для научной мысли эпохи Возрождения и Нового времени. Постепенно формируются такие направления, как космология, изучающая определенный миропорядок и мироустройство, и космогония, рассматривающая происхождение мира и его эволюцию^

Связь человека со Вселенной и изучение мира как органической цельности – важнейший доминирующий принцип философии Ф.Шелленга, И.Канта, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Г.Зиммеля, Х.Ганслика, Ж.Гюйо, Г.Фейнера, Тейяр де Шардена, Э.Ласло, Э.Фромма, О.Шленглера, К.Ясперса, П.Сорокина^

‘ Платон. Диалоги/Сост. А.Ф.Лосев.-М.,1986; Аристотель. Сочинения.-М..1981.

^ Космология: Теория и наблюдения. -М.,1978. •” Шеллинг Ф. Сочинения: В 2т. -М.,1987.-Т. 1; Кант И. Собрание сочинений:В 8 т.-/Под общ. ред.проф. А.В.Гулыги,- М., 1994; Шопенгауэр А. Мир как воля и представление//Собрание сочинений: В 5т.-М.,1992.- Т 1; Ницше Ф. Сочинения: В 2т. -М.,1996; Тейяр де Шарден. Феномен человека. -М.,1987; Фромм Э.Душа человека.- М., 1993; Шпенглер О. Закат Европы: В 2т. -Новосибирск, 1993; Шпенглер О. Человек и техника//Культурология XX век:Антология.- М.,1995; Ясиерс К. Смысл и назначение истории. -М.,1991; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.

Фундаментальные изменения философских взглядов в теории русского космизма заложены в творчестве Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, Л.П.Карсавина, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова и других.’

Осмысление религиозно-мистической связи человека и космоса можно найти в трудах Е.Блаватской и Н. и Е.Рерихов.^

Идеи активной эволюции русского космизма исследовались К.Э.Циолковским, В.И.Вернадским, А.Л.Чижевским, А.К.Горским, Н.Сетницким \ а так же А.Ф.Лосевым, Л.Н.Гумилевым, М.М.Бахтиным^ и другими.

Философия русского космизма нашла глубокое отражение в художественной культуре “серебряного века”, в таких ее направлениях, как символизм, акмеизм, футуризм и других.

‘ Федоров Н.Ф. Сочинения. -М., 1982; Соловьев B.C. Россия и Вселенская церковь. -М., 1991; Соловьев B.C. Сочинения: В 2т. -М., 1988; Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве// Соловьев B.C. Сочинения.- М., 1989.- Т.2; Бердяев Н.А. Самопознание. -М.,1991; Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2т. -М..1994; Бердяев Н.А. Смысл истории.- М.,1990; Бердяев НА. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века/ / О России и русской философской культуре. -М.,1990. -С.43-271; Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. -М.,1992.-T.I; Карсавин Л.П. София земная и горняя//Вопр. философии. -1991.- №9.- С. 175-189; Флоренский П.А. Столп и утверждение истины//Флоренский П.А. Сочинения. -М.,1990.-Т.1; Флоренский П.А. У водоразделов мысли//Флоренский П.А. Сочинения.-М.,1990.- Т.2; Флоренский П.А. Оправдание космоса/Сост.,вступ.ст. и прим. К.Г.Исупова. -СПб.,1994; Булгаков С.Н. Философия хозяйства/ Сергей Булгаков.-Нью-Иорк,1982; Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви.- М.,1991.

^Блаватская Е.П. Тайная доктрина.-М.,1992; Рерих Н.К. Держава света; Священный дозор.- Рига, 1992; Рерих Н.К. Человек и природа. -М., 1994; Рерих Н.К. Об искусстве. -М.,1994; Рерих Н.К. Листы дневника.-М.,1995.-Т.1; Письма Елены Рерих.-Рига, 1940.

‘Циолковский К.Э. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы/Очерки о Вселенной. -М.,1992; Циолковский. К.Э. Космическая философия// Грезы о земле и небе. -Тула,1986; Циолковский К.Э. Монизм Вселенной// Очерки о Вселенной. -М.,1992; Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление.-М., 1991; Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. -М.,1988; Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. -М.,1976; Чижевский А.Л. Солнце и мы. -М.,1963; Горский А.К., Сетницкий Н.А. Сочинения. -М.,1995.

* Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука//Бытие – имя – космос. -М.,1993; Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. -М.,1991Лосев А.Ф. Дерзание духа. -М„ 1988; Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этической истории. -М.,1992; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. -М.,1965.

Особенно явно это прослеживается в поэтическом творчестве А.Блока, А.Белого, А. Ахматовой, М.Цветаевой, К.Бальмонта, В.Брюсова, М.Волошина, Н.Гумилева, Вяч.Иванова, А.Мандельштама, Ф.Сологуба, В.Хлебникова; в живописном искусстве М.Врубеля, Б.Борисова-Мусатова, В.Н.Чекрыгина, К.А.Коровина, В.В.Кандинского, К.С.Малевича, П.Н.Филонова, В.Е.Татлина, Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, М.Ф.Шагала; в музыкальных произведениях А.Н.Скрябина, Н.А.Римского-Корсакова, А.К.Глазунова, С.Н.Танеева, С.С.Прокофьева, С.В.Рахманинова, И.Ф.Стравинского; в балетных постановках М.М.Фокина и В.Ф.Нижинского.

Современное толкование философских, эстетических и культурологических основ русского космизма мы находим в исследованиях Н.К.Гаврюшина, Ф.И.Гиренка, А.А.Гачевой, Л.И.Василенко, В.Н. Дуденкова, О.А.Куракиной, В.Н.Демина, В.П.Селезнева, Ю.В.Линника, С.Г.Семеновой, Т.Е.Савицкой, С.С.Хоружего и других.’

‘ Гаврюшин Н.К. Из истории русского космизма//Труды V и VI чтений. К.Э.Циолковского. -М.,1972. -С.104-106; Гиренок Ф.И. Русские космисты. -М., 1990; Гачева А.А. Русский космизм и вопрос об искусстве/ / Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Федоровских чтений. Вып.2. -М.,1996.-С.5-63; Василенко Л.И. Космизм и эволюционизм в русской религиозно-философской традиции//Философия русского космизма.-М.,1996.-С.290-301;. Дуденков В.Н. Русский космизм. Философия надежды и спасения. -СПб.,1992; Куракина О.Д.Русский космизм как социокультурный феномен. -М.,1993; Демин В.Н. Русский космизм: от истоков – к взлету//Вестник Моск.ун-та. Сер.7. Философия.-1996. -№ 6.- С. 3-18; Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света: Русский космизм вчера, сегодня, завтра.- М., 1993; Линник Ю.В. Русский космизм и русский авангард. -Петрозаводск, 1995; Семенова С. Николай Федоров- М.,1995; Русский космизм: Антология философской мысли/Под ред. С.Г.Семеновой. -М. ,1993; Савицкая Т.Е. “Русский космизм”; Культурологический портрет в ракурсе современности (по материалам отечественных публикаций начала 90-х годов)//Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Науч.-инф.сб.Вып.б. -М.,1996. -С.64-78;. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия//Вопр. философии. -1991.-№5 -С.26-57.

Связь художественной культуры рубежа веков с идеями русского космизма позволяет полнее понять эстетическое кредо такого философско-культурологического явления, как “серебряный век”, его неповторимое своеобразие духовных исканий. Об этом писали С.С.Дмитриев, Б.В.Емельянов, А.И.Новиков, Г.Ю.Стернин, Д.В.Сарабьянов, И.В.Кондаков, Л.А.Рапацкая, М.Г.Эткинд и другие.’

Вопрос о природе синтеза искусств как художественного феномена, о причинах неизменного стремления к интеграции различных искусств и условиях возникновения целостного произведения получил отражение в публикациях последних лет. Попытка систематизации проблемы единения, цельности и Космоса осуществлена в работах К.И.Володиной, Е.И.Кириченко, В.П.Толстого, Д.О.Швидковского^.

Научную ценность для данного исследования представляют интереснейшие работы В.В.Абашева, Ю.А.Бахрушина,

‘ Дмитриев С.С Очерки русской культуры начала XX века. -М., 1985; Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века: Курс лекций. -Екатеринбург, 1995; Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века. -М.,1996; Сарабъянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. -М.,1993; Сарабъянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. -М., 1989; Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX -XX веков. -М.,1970;. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. -М., 1971); Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. -М., 1988; Эткинд А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века.-М., 1996.

^ГулыгаА.В. Русская идея и ее творцы.-М.,1995; Ковтунов В.В. Истина в искусстве: Русский мистицизм в системе мироздания Востока и Запада.-М., 1992; Картины мира в искусстве XX века. Штрихи к портрету эпохи.-М., 1994; Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры.-М.,1997. -Кн.1.

*Володина Т.И. Модерн: проблемы синтеза искусств//Худ.модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. -М., 1997. -Кн.1.-С.261-276; Кириченко Е.И. Русская идея синтеза искусств (Н.Ф.Федоров, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский)//Картины мира в искусстве XX века. Штрихи к портрету эпохи. -М„ 1994.-С. 17-41; Толстой В.П. XX век. Итоги и каноны//Там же.-С.5-16; Толстой В.П., Швидковский Д.О. Синтез пространственных искусств как образ мироздания// Худ.модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. -М., 1997.-Кн.1.-С.5-18.

М.Волошина, М.В.Гаевского, Ю.Я.Герчука, С.В.Голынец, Н.В.Давыдовой, Г.Н.Добровольской, И.С.Зильберштейна, В.М.Красовской, Б.В.Кондакова, Ф.В.Лопухова, Э.В.Пастона, Н.Л.Приймак, Н.Соколовой, А.Соколова-Каминского, Е.Я.Суриц и других.

Взаимосвязь балетного искусства и идей русского кос-мизма нашла свое специфическое воплощение в “Русских сезонах” и “Русском балете” С.П.Дягилева и специально изучалось Б.В.Асафьевым, А.Н.Бенуа, С.М.Волконским, А.Я.Головиным, И.Э.Грабарь, С.Григорьевым, М.В.Добужинским, Т.П.Карсавиной, М.Ф.Ларионовым, С.Лифарь, А.В.Луначарским, С.К.Маковским, М.В.Нестеровым, Р.Нижинской, В.Ф.Нижинским, К.Петровым-Водкиным, А.П.Остроумовой-Лебедевой, А.А.Рыловым, Н.К.Рерихом, И.Ф.Стравинским, В.А.Теляковским, М.М.Фокиным, Ф.И.Шаляпиным, В.Ходасевич.^

Самостоятельную группу источников составили материалы журналов: “Вопросы философии”, “Дружба народов”, “Слово”, “Вестник Московского университета”, “Балет”. “Театр”, “Советский балет”, “Музыкальная жизнь”.

Среди других источников, следует отметить эпистолярное творчество различных философов и представителей искусства, их дневниковые записи, автобиографии, материалы личных архивов.

Время Дягилева. Универсалии серебряного века: Третьи Дягилевские чтения: Материалы.ВыпЛ./Сост. .В.Абашев.-Пермь,1993; Волошин М. Лики творчества. -Л.,1988; Сергей Дягилев и русское искусство: Ст., откр., письма, интервью, переписка: Современники о Дягилеве:В 2т-/ Сост., авт. вст. статьи и комментарии И.С.Зильбернштейн, В.А.Самков. . -М.,1982; Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века: В 2 т.-Л., 1971-72; Соколова Н. Мир искусства. -М.-Л., 1934; Суриц Е.Я. Балетное искусство//Русская худ.культура конца XIX- начала XX века(1908-1917): В 4 кн. -М.,1977.-Кн.З.-С.341-364; Сергей Дягилев и художественная культура Х1Х-ХХ веков. Материалы первых Дягилевских чтений. -Пермь, 1989. ^Асафьев Б.В. Кнкга о Стравинском. -Л.,1977; Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5кн. -М.,1993; Бенуа А.Н. Возникновение “Мира искусства”. -М.,1994; Григорьев С.Л. Балет Дягилева. 1909-1929. -М.,1993; Лифарь С. С Дягилевым. -СПб.,1994; Нижинская Р. Вацлав Нижинский. -М..1990; Фокин М.М. Против течения. -Л.,1981.

Охарактеризованная источниковедческая база, с одной стороны, и отсутствие ее систематизации и осмысления в рамках избранной проблемы, с другой, дали основание выделить данную тему в специальное культурологическое исследование.

Хронологические рамки диссертации охватывают период конца XIX первой трети XX века, время активного проникновения идей русского космизма в культуру и искусство.

Объектом исследования стали космизм и русское искусство первой трети XX века.

Предметом исследования выступает русский космизм в контексте мировой и отечественной культуры, “серебряный век” как воплощение его эстетического кредо и синтез искусств как объединяющее начало в творчестве С.П.Дягилева.

Цели и задачи исследования. Основной целью данного исследования стал анализ идей русского космизма в контексте искусства “серебряного века”.

В процессе исследования выделены следующие задачи: – выявить определяющие черты формирования русского космизма как составной части мировой и отечественной культуры;

– осмыслить философские, эстетические, исторические, культурологические и другие аспекты развития русского космизма как целостный концепции в культуре рубежа XIX – XX веков;

– исследовать особенности взаимодействия и синтеза искусств в художественной культуре “серебряного века” под углом зрения идей русского космизма;

– изучить творческую деятельность С.П.Дягилева в контексте идей русского космизма эпохи “серебряного века”.

Методологической основой исследования стали философские, историко-эстетические, культурологические положения, связанные с идеями русского космизма в контексте современного знания.

При определении различных трактовок термина “русский космизм” мы основывались на двух подходах: сравнительном и системно-структурном; важное место занимал комплексный подход, который включает философско-исторический, культурологический, искусствоведческий, этнографический и другие методы познания действительности. Это позволило более полно изучить синтез искусств, его взаимосвязь и взаимообусловленность с русским космизмом и творчеством С.П.Дягилева как ярчайшего представителя этой эпохи.

Основные научные результаты и теоретическая новизна исследования заключается в том, что в нем:

– изложены наиболее значимые философско-культурологические особенности русского космизма;

– дана трактовка “серебряного века” как эстетического кредо русского космизма;

-определены культурологические особенности русского космизма и отечественного искусства рубежа веков;

-осмыслена культуротворческая деятельность С.П.Дягилева под углом зрения ее непосредственной связи с идеями русского космизма, эстетикой “серебряного века”, стилевыми особенностями отечественного модерна;

– проанализированы хореографические антрепризы С.П.Дягилева в “Русских сезонах” и “Русском балете” как конкретное воплощение идей русского космизма “серебряного века”.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных положений и выводов в процессе дальнейшей разработки данной проблемы, в преподавании курсов “История отечественной культуры”, “Теория и история хореографического искусства” и других смежных курсов. Особое значение материалы диссертации имеют при разработке учебных программ по теории хореографии.

Апробация результатов исследования. Идеи и положение данного исследования нашли отражение в лекционной и просветительской деятельности соискателя, в публикациях и научных статьях, а так же в выступлениях на научно-практических конференциях: “Культура Северо-Кавказского региона: наследие и современные проблемы” (Краснодар, 1996), “Проблемы и пути развития народного художественного творчества Кубани” (Краснодар, 1997), “Развитие социально-культурной сферы Кубани” (Анапа, 1998), лектории “Космонавтика и искусство” (1998-1999). Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

Структура и объем исследования определены ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка источников и литературы.

Основное содержание работы.

Во Введении обоснованы актуальность, степень научной разработанности проблемы, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет, хронологические рамки, исследованы источники, выделены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, дан литературно-библиографический обзор источников.

В первом разделе “Русский космизм в контексте мировой и отечественной культуры” проанализированы философские и культурологические основы, исторические предпосылки формирования русского космизма; рассмотрены различные определения космизма; выделены основные направления исследования; прослежен процесс формирования идей русского космизма в концепциях русской культуры и искусства “серебряного века”.

Под космизмом в диссертации понимается совокупность представлений о картине мира, бытии человека в нем и их единстве, о связи микрокосма человека и макрокосма природы, характере взаимосвязей в мироздании. Особенность космизма раскрывается в научно-осмысленном, эмоционально-личностном и философско-эмпирическом отношении к Космосу и Вселенной.

Представление о космизме, космических закономерностях, которые присутствуют в мире и человеке, ответственность человека за свою деятельность существуют в любой культуре. С этих понятий начинается почитание природного и божественного космоса в ходе исторического развития. Космизм -отличительная черта культуры, которая “космична” по своей сути. В этом аспекте человек понимается как компонент Космоса и как этап его эволюции.

В концепциях космизма мир трактуется как некое целое, соразмерное, многоплановое, гармоничное, разумно устроенное, прекрасное, творчески-созидательное. Космизм способен одухотворять и облагораживать природный мир и культуру человека, содействовать его духовному росту. Созерцательное отношение и экстатически-религиозное переживание единства человека и космоса уходят в глубокую древность и предполагают определенный путь исторического развития.

Большое значение в познании космизма имеют разработки этой проблемы в западноевропейской философской и естественнонаучной литературе, где отчетливо формируются новый взгляд на мир, идеи взаимосвязи и гармонического отношения между людьми, человеком и природой, составляющие единое целостное образование.

Идея порядка и цельности Космоса укреплялась с каждым новым достижением в науке и культуре. Она отождествлялась с художественной гармонией, вызывала чувство соразмерности целого и его частей, проложила путь к новому пониманию диалога человека с миром. В русской философской мысли эта проблема получила наиболее полную эстетическую завершенность.

В отечественной духовно-академической традиции космизм выступает как “определенный внутренний принцип всей культуры космической эры”’ и осознается в определениях искусства, этических нормах и эстетических концепциях.

Доказательством служит ощущение глубинной причастности человека к космическому бытию, мысль о человеке как микрокосмосе, который вместил в себя природные, космические стихии и энергии. Характерной чертой выступает стремление человека определить свое отношение ко всему бесконечному во времени и пространстве.

Явление русского космизма стало важной созидательной вехой в отечественной и мировой культуре. Развитые им концепции о мире и человеке, его месте и назначении в бытии и в истории наполнили сферу художественного творчества, литературу и искусство новыми культурологическими идеями, оказали воздействие на эстетические поиски периода конца XIX

^ Минеев В.В. К вопросу о понятии космизма//Русский космизм и Ноосфера: В 2-х ч. -М.Д989.-Ч.1.-С.59.

первой трети XX века, обогатили духовные традиции России, ее религию, философию, науку и искусство в их неразрывном единстве, указывая место в общей картине синтеза.

По определению П.А.Флоренского, особенностью русского космизма является “человеческая деятельность в ее всеобщности, как свидетельство существования целой реальности”.’ Она утверждает такой взгляд на мир, при котором Вселенная и человек соизмеримы, а душа и космос однопорядковые явления. Главная идея русского космизма заключается в том, что космос естественен, а человек есть не что иное, как органично связанная с ним частица.

В данном исследовании русский космизм рассматривается как срез мирового общекультурного целого, как определенная ориентация русской культуры, как космическое миросозерцание. Он возникает на основе осмысления социально-исторического, религиозно-мистического, художественно-эстетического опыта эпохи “серебряного века” и становится новым мировоззренческим синтезом философской и культурологической мысли России.

Исследование доказывает, что процесс формирования научно-философского и этико-духовного синтеза в русском космизме основывается на следующих принципах:

– методологическом – как синтезе духовных сфер;

– онтологическом – как равной первичности двух сторон бытия, материи и мышления;

– нравственно-космическом – как высокой космичности законов нравственности;

– аномально-эвристическом – как необходимости изучения аномальных явлений, носящих предупреждающий характер;

– культурно-эстетическом – как главном духовном источнике стремления человечества к Красоте^.

В России русский космизм развивается по следующим направлениям: религиозно-философском, естественнонаучном и

‘ Флоренский П.А. Эмпирия и эмпирея//Богословские труды. -М., 1986. С6.27.-С.314.

^ См: Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. М.Д993.-С.21.

литературно-художественном. В диссертации выделены их наиболее важные аспекты: идея возрождения целостного мира, взаимосвязь и единение человека и космоса, идея взаимного полагания рационального и нравственного начала человека, идеал единства человечества как планетарной общности людей.

Главные приоритеты всех направлений русского космизма обусловлены синтезом науки и культуры, национальной спецификой и духовными традициями.

В трудах Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева и других идеи русского космизма определяют лик “серебряного века”, который получил название русского культурного и духовного Ренессанса. В их творчестве идеи космизма приобретают открытый характер, соединяя новые подходы, новые ценности, новое мировоззрение.

Исследование проблемы показало, что философия русского космизма выступает в отечественном искусстве не как четко сформулированная программа, а как свойство образов, символизирующих всеобщие категории жизни, человечества, Вселенной. Религия и наука, искусство и миф – не что иное, как различные формы осуществления и развития идей космизма через их духовные воплощения в человеке и построения целостной картины мира. В этом отношении, следует обратить внимание на тот факт, что “космизм – особенно русский – никогда не выступает наукой в чистом виде. Он непременно и психология, и религия, и поэзия, и искусство”.’

Речь идет об удивительном соотношении картин мира, которые формируются в недрах культуры “серебряного века”. В этот период философия русского космизма принимает специфическую конфигурацию, создает свое интеллектуальное поле и традиции, задает свои системы отсчета, свою иерархию ценностей и идейные ориентации.

Эпоха “серебряного века” “ сдвигает саму границу между природой и культурой, которая скрывает за собой более

‘ Демин В.Н. Русский космизм: от истоков – к взлету//Вестник Моск.ун-та. Сер.7. Философия.-1996.-№6.-С.4.

глубокую реальность”,’ и предлагает собственную интерпретацию идей русского космизма в культуре и искусстве.

Таким образом, русский космизм как особое течение философской и культурологической мысли оказывается созвучным новациям и исканиям “серебряного века”, его представлениям о жизненных смыслах и идеалах, гармонизации человека и природы. Русский космизм – богатое традициями направление конца XIX начала XX веков, объединяет творчество не только философов и естествоиспытателей, но и писателей, поэтов, художников, композиторов вносит свой вклад в процессы взаимодействия и синтеза культуры и искусства.

Второй раздел – “Серебряный век” – как воплощение эстетического кредо русского космизма” анализирует и обосновывает содержание понятия “синтез искусств”. Стремление к целостности и синтезу стало характерной и центральной проблемой в историко-культурной ситуации рубежа Х1Х-ХХ веков, преобладающей доминантой в философии русского космизма и искусстве “серебряного века”.

Синтез искусств реализовал в нескольких модификациях заветную идею всеединства философских, художественно-эстетических и религиозно-мистических исканий. Он сблизил нравственное, творческое, философское начало с основополагающим понятием красоты в искусстве.

Взаимодействие и синтез искусств принадлежит к числу наиболее ярких проявлений культуры. Это одна из “вечных” проблем художественного творчества, напрямую связанных с мировоззренческими основами мировой художественной культуры. Сущность этого феномена состоит в стремлении мастеров различных видов искусства создать сложную, целостную структуру, способную полнее выразить обобщающий образ эпохи, ее миропонимание.

В истории искусств сложились следующие типы синтеза: синтез искусств как’ возможность соединения различных искусств с помощью усилия образной выразительности; синтез

‘ Эдкинд А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. –М., 1996. -С. 215.

искусств как особый тип художественного творчества, выступающий в виде группы синтетических искусств.

Он характеризуется слитностью и нерасчленностью отдельных видов художественного творчества. В нем взаимодействуют и соединяются те разнородные элементы, с помощью которых возникает новое явление в культуре и искусстве.

Основные теории взаимодействия и синтеза искусств имеют широкое универсальное значение. Они дают ключ к пониманию жизнеспособности любых сложных социальных структур, служат сохранению их органичности.

Идея синтеза искусств (Gesamtkunst) и целостного художественного произведения (Gesamtkunstwerk) получила философское и культурологическое осмысление в трудах Р.Вагнера, Ф.Ницше, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского, Е.Н.Трубецкого и других.

Русский космизм разрабатывал концепцию храмового, литургического синтеза искусств – явления, подобного которому не существовало в Европе (Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, В.Н.Чекрыгин, Вяч.Иванов и др.). Он построен на единстве церковного зодчества, росписи, ваяния, вокального и словесного искусства. Основанием данной концепции стала идея обожествления, всеединства и Красоты.

Н.Ф.Федоров неоднократно указывал на то, что литургический синтез искусств более последователен, целостен и гармоничен. Он может быть обретен только тогда, когда искусство в союзе с наукой станет на путь богочеловеческого, воскресительного дела, реального миростроительства. В этом случае храмовое, литургическое действо охватит всю вселенную. По убеждению П.Флоренского, в храме и храмовой службе заключена предельная полнота синтеза искусств. В.К.Чекрыгин провозглашает человека как “высший синтез живых искусств”, “он живая живопись, скульптура, архитектура, музыка”.*

‘ Чекрыгин В.Н. – Лунину Н.Н. Вып. 2. -1976. -С.ЗЗО 07.02.1922// Советское искусствознание.

По мысли Н.А.Бердяева, в славянской традиции соборности и общности теургическое искусство должно соединить германский дух музыки с духом латинской пластики.

Наиболее полно вышесказанное выражено в теории синтетического искусства Вяч. Иванова. Он расширил основной вопрос преодоления разрыва театра и жизни, сделал его достоянием народного самосознания и самоопределения, обратил к действу. В своей концепции ученый культивировал идеи Р.Вагнера, Ф.Ницше, Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева, А.Скрябина и других.

Таким образом, русский космизм провозгласил идею синтеза искусств, которая стала определяющей и отличительной чертой в творчестве философов-космистов и деятелей русской культуры. “Единое искусство” сложилось как одна из эстетических моделей искусства “серебряного века”, в силу того, что синтезировало воедино все качества художественной формы: картинность, музыкальности, театральность, словесное оформление жизненных отношений, реальную пространственность архитектуры. Оно закономерно переходило в собирательное отражение многообразия жизни.

Художественный синтез – значительная черта отечественной культуры и искусства. Он стал своеобразным каноном и духовным самовыражением творчества М.А.Врубеля, В.Э.Борисова-Мусатова, К.А.Коровина, В.В.Кандинского, П.Н.Филонова, Н.К.Рериха и других – в живописи, “космическим” синтезам звука и цвета, музыки и действа в произведениях А.Скрябина, поиском синтетического отображения “жизни и искусства” А-А.Блока, А.Белого, К.Д.Бальмонта, Ф.Сологуба, Б.Пастернака, А.Ахматовой, В. Хлебникова и других – в поэзии.

Идея художественного синтеза становится символом миропонимания, символом эволюции человека и космоса в искусстве русского модерна. “Синтез модерна можно назвать синтезом синтезов, так как в основе его лежит идея соучастия, содействия высшему Синтезу”.’ Он сфокусирован на проблемах

‘ Володина Т.И. Модерн: проблемы синтеза искусств//Худ.модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. -М.,1997.-Кн.1.-С.263.

своего времени и стал для миросозерцания эпохи “серебряного века” органической цельностью человека и Космоса.

Своего наивысшего развития, синтез модерна достиг в художественно-творческой деятельности объединения “Мир искусства”. С.П.Дягилев, А.Н.Бенуа выдвинули на первый план идею синтетического представления, его художественные и эстетические принципы, которые пронизаны единым духом, единой цветовой гаммой, единым настроением.

Синтез цвета, звука, танца, театральности, слова способствовал созданию и вызвал к жизни “Русские сезоны” оперы и балета Сергея Дягилева, которые стали высшим достижением “синтетического театра” в русском искусстве “серебряного века”.

Третий раздел работы – “Творчество С.П.Дягилева и идеи русского космизма” посвящен изучению воплощения идей русского космизма в искусстве балетного театра; анализу творчества С.П.Дягилева, человека, мыслившего категориями культуры в целом, синтезирующего в своем творчестве мысль и образ, философию и искусство, эстетическую теорию и практику.

С.П.Дягилев был “сгустком эпохи…Он был существом и обобщением своего времени. Он вобрал в себя и представил своим современникам средоточие художественных ценностей, как бы отраженных в призме.”

Одна из важнейших сторон деятельности С.П.Дягилева, которая объясняет причины его точного попадания в историческую эпоху – это возращение к истокам культуры, стремление понять и изобразить средствами искусства ее национальную окраску, связать в одном произведении “начало” и “конец” искусства, приблизить его современному зрителю. Он переключает внимание единомышленников на новое дело, связанное с практическим воплощением основополагающей концепции русского космизма, захватывающей идеи синтеза искусств.

‘ Карсавина Т.П. Почему русский балет не смог пережить Дягилева// Сергей Дягилев и русское искусство/ Сост. и авт. вст. ст. и комп. И.С.Зильберштейн, В.А.Самков. -М., 1982.-Т. 2. -С. 304.

Возрождение интереса к балету воспринималось как движение к синтетическому искусству. Балет явился одним “из самых последовательных и цельных выражений идеи gesamtkunstwerk’a, и именно за эту идею наше поколение готово было положить душу свою…”.’ В этом по-настоящему обрел себя Дягилев. Здесь раскрылась его личность, так много сделавшая для русской культуры. С его именем фактически связано рождение современного балета, который из пышного зрелища превратился в искусство, способное выразить философскую драму и шарж. В его основе лежала живописно-пластическая выразительность, соответствующая изречению “Танец – это движущая живопись.” (Т.Готье).

Понимание Дягилевым идеи танца как универсалии “серебряного века” позволило ему по-новому взглянуть на феномен русского балета. Его сущность, новизну и тайну он видел в том, что “мы отреклись от идеи во имя стихии. Мы хотели найти такое искусство, посредством которого вся сложность жизни, все чувства и страсти выражались бы помимо слов и понятий, не рассудочно, а стихийно, бесспорно.”^ В балетном искусстве Дягилев определял иное начало “космической темы”- космос Души. В этом было его желание через приемы хореографического искусства тронуть струны, звучащие во внутреннем человеческом оркестре, отразить невидимые переживания, сомнения, страдания.

Балет – это совершенная абстракция духа, выраженная в самоценности и вечности Красоты, в гармонии пластических линий и форм человеческого тела. С.П.Дягилев, избрав балет проводником новых идей в искусстве, видел в нем синтез современной музыки, хореографии и живописи. Искусство балетного театра во все времена поворачивало проблему синтетического искусства в русло организации “жизни будущего”, в то же время соприкасаясь концепциями русского космизма. Об этом свидетельствуют постановки на музыку

‘ Бенуа А.П. Мои воспоминания: В 2т.- М., 1980. -Т. 2.- С. 540. ^Сергей Дягилев и русское искусство. -М., 1982. -Т. 1.-С. 214.

Вебера “Видение розы”, Сен-Санса “Лебедь”, А.Бородина “Половецкие пляски”, И.Стравинского “Жар-птица”, “Весна священная”.

С.П.Дягилев выводит балет из элитарной изолированности и представляет Западу как эмблему русской культуры. Тем самым был обозначен новый период интенсивного влияния русского искусства на мировую хореографию XX века и мировую культуру в целом. “Русские сезоны” и “Русский балет” Сергея Дягилева с их синтезом искусств продемонстрировали новые возможности балетного театра в отечественной и мировой культуре, объединяя вождей новейших течений в живописи, музыке, театре, философской и культурологической мысли. Это стало важным шагом в формировании новых, свойственных наступившему веку, ценностных представлений в теории и практике русского космизма.

В Заключении обобщаются основные результаты диссертационного исследования и предлагаются выводы по избранной проблеме.

Список публикаций по теме работы.

1. Русский космизм как явление мировой культуры: Тез. докл.//Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Междунар. науч. конф., Краснодар – Новороссийск, 17-19 сентября 1997 г. -Краснодар, 1997.-С.51-54.

2. Роль хореографического наследия в подготовке творческих кадров Кубани: Тез. докл.//Проблемы и пути развития народного художественного творчества Кубани: Кр. науч.-практ. конф., Краснодар, 9-10 декабря 1997 г. -Краснодар,1998.-С.100-102.

3. Русское искусство и космизм: Тез.докл.//Развитие социально-культурной сферы Кубани: Сб. тез. докл. IV Краевой науч.-практ. конф. молодых ученых. -Анапа,1998. -С. 19-20.

4. Хореография: Глава 1//0вечкина И.С., Князьков Г.Г., Священко В.Н. Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. -Краснодар, 1997.-C.3-39.

5. Русский космизм и искусство//Вестник Краснодарского научного центра Адыгейской ( Черкесской ) Международной Академии наук. -Краснодар, 1998. -Вып. 1.-С.66-68

6. Культурное наследие С.П.Дягилева: Тез.докл.// Региональные аспекты информационно-культурологической деятельности: Междунар. науч. конф. Краснодар – Новороссийск, 16-18 сентября 1998 г. -Краснодар,1998.-С.132-133.

Общий объем публикаций по теме диссертации – 3,0 п.л.

Написать ответ