ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ кафедра истории русской философии учебно-методическое пособие для студентов университетов и гуманитарных факультетов высших учебных заведений по курсу «История русской философии» Составитель: ст. преп., к.филос.н. Ю.Б. Сенчихина Москва 2009

ТЕМА 16. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА Философия «общего дела» Н. Федорова. Жизненный путь Н. Федорова, оппозиция традиционной фи-лософии, науке и технике; планетарность мышления и деятельности человека в философии «общего дела»; про-блема смерти и всеобщего воскрешения как идеала и главной цели человечества; проблема взаимодействия человека и природы. Гуманистический смысл философии Н. Федорова. «Космическая» философия К.Э. Циолковского. Творческая биография К.Э. Циолковского. Истоки и специфика мышления. «Космическая философия»: монизм, панпсихизм, идея «атомов» Вселенной. «Космиче-ская этика» Циолковского. Космогония и космоэволюционный процесс в представлении Циолковского. Мировоззрение В.И. Вернадского. Жизнь и деятельность великого ученого и мыслителя. Универсалистский и энциклопедический характер творчества. Концепция живого вещества Вселенной. Идея ноосферы — планетарно-геологического образования мыслящего человечества. Мировая эволюция и будущее человечества. Проблема взаи-мосвязи науки, философии и религии. Социальные воззрения Вернадского, критика им тоталитаризма. Методические указания При чтении работ К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и Н.Ф. Федорова главное внимание должно быть уделено их обобщающим идеям о строении и жизни Вселенной, о месте в ней человека. Следует особенно вдумчиво отнестись к стремлениям «русских космистов» придать принципиально новый — космический — масштаб человеку, его мысли и деятельности. Они раскрыли новый тип связей человека и Вселенной, в кото-рых начали утверждаться ценности равноправия, партнерства и достаточной безопасности всех сторон космо-человеческих отношений. Важно иметь в виду, что это течение было весьма разнородным. В трактовке кос-мизма существует, во-первых, тенденция видеть в нем научно-философскую концепцию, мировоззрение, а вслед за этим и принцип культуры. Во-вторых, он трактуется в общеметодологическом плане, т.е. как рассмот-рение всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами. При чтении работ русских космистов желательно отличать плодотворные научно-философские наблюдения и предвидения от фантастиче-ских и утопических, порожденных их увлеченностью космическими перспективами человечества, а иногда и религиозными воззрениями того или иного мыслителя. Контрольные вопросы и темы для докладов 1. Как трактует Н. Федоров вопрос о братстве и в чем он видит причину «небратского состояния»? 2. В чем разница между цивилизацией и культурой по Н. Федорову? 3. Н.Ф. Федоров — предвестник клонирования? Отрицание им смысла смерти. 4. В чем смысл учения о воскрешении отцов и регуляции природы человеком, космизации его деятель-ности? 5. В чем, по Вашему мнению, заключается утопизм воззрений Н.Ф. Федорова? 6. Расскажите о «космической этике» К.Э. Циолковского, о его панпсихических взглядах. 7. В чем смысл учения В.И. Вернадского о ноосфере? 8. В.И. Вернадский о проблемах науки, философии и религии. 9. Как В.И. Вернадский трактует понятия «живое вещество» и «биосфера»? 10. В чем состоит суть учения В.И. Вернадского о пространстве и времени.

Литература

Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела. // Федоров Н.Ф. Соч. М.: Мысль, 1982. С. 53-67, 73-94, 168, 186, 298-307, 316, 319, 359-361, 402-412, 419-429, 473-502, 507-529, 561-568.
Федоров Н.Ф. Эстетические и философские фрагменты. // Там же. С. 629-630.
Циолковский К.Э. Неизвестные разумные силы. М., 1991.
Циолковский К.Э. Грёзы о земле и небе: Научно-фантастические произведения. Тула, 1986.
Циолковский К.Э. Человек и космос. // Человек. 1991, № 6. С. 78-88.
Циолковский К.Э. Причина Космоса. Воля Вселенной. Научная этика. М., 1991.
Циолковский К.Э. Суд космоса. М., 1993.
Циолковский К.Э. Утописты. Живая Вселенная. // Вопр. филос. 1992, № 6. С. 132-158.
Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992.
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. С. 255-257, 263-287, 503-512.
Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991. С. 13-83, 88-89, 99-103, 119-122, 155-158.
Вернадский В.И. О научном мировоззрении. // Там же. С. 191-234.
Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. // Там же. С. 235-242.
Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Сов. Россия, 1979. С. 79-113, 131-147, 155-188.
Аксенов Г.П. О научном творчестве Вернадского. // Вопр. филос. 1993, № 6. С. 74-87.
Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. 2-е изд. М.: Знание, 1988. В.И.
Вернадский и современность. М., 1986.
Гумилевский Л.И. Вернадский. 3-е изд. М., 1988. (ЖЗЛ).
Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск. 1989.
Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского. // Философы русского космизма. М., 1996.
Коган Л.А. Философия Н.Ф. Федорова. // Вопр. филос. 1990, № 11. С. 74-84.
Микулинский С.Р. О понятии ноосфера. // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. С. 481-488.
Моисеев Н.Н. Вернадский и современность. // Вопр. филос. 1994, № 4. С. 3-13.
Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945). М.: Наука, 1982.
Семенова С.Г. Н.Ф. Федоров и его философское наследие. // Н.Ф. Федоров. Соч. М.: Мысль. 1982. С. 5-50.
Туровский М.Б., Туровская С.В. Концепция В.И. Вернадского и перспективы эволюционной теории. // Вопр. филос. 1993, № 6, с. 88-104.
Философия бессмертия и воскрешения: по материалам VII Федоровских чтений 1995 г. Вып. 1, 2. М., 1996.

Написать ответ